Интерьер дачного дома

Декоративная обработка стен дачного дома

Один из древних способов украшения поверхности стен — рельеф. Простейший рельефный орнамент можно получить, процарапывая линейные геометрические или растительные формы по еще сырой, вязкой, оштукатуренной стене. Геометрический орнамент выполнить проще, чем растительный и при некотором навыке, твердости руки, разметив стену вертикально и горизонтально натянутыми шнурами (для ориентации), можно, выполнив эскиз на бумаге, приступать к процарапыванию орнамента.
Простейший геометрический рисунок процарапывается любым острым предметом по только что наложенному и заглаженному цементу, штукатурке.
В сырой цемент или штукатурку можно вставить (среди узора) небольшие кусочки цветного стекла, керамики, смальты, красивые речные камешки, цветные пуговицы и бусины, крошки красного и белого кирпича, черепицы, косточки от фруктов (например —персиков), а также различные ракушки и даже сосновые шишки. Красив узор, получающийся путем прикладывания к сырому цементу плетеных фактур (отпечатки от корзин, циновок и т. п.). Например, многократно (плотно — рядами) отпечатанное на стене круглое плетеное дно ивовой корзины украсит стену без всяких любых дополнений. Стену после этого можно не красить, не облицовывать. С точки зрения эстетики поверхность, обработанная таким образом уже будет производить приятное впечатление. Простой, природный узор получается естественным таким же простым способом. В этом также сказывается близость к природе в оформлении загородного дома. Еще более красивый (и даже — утонченный) скульптурный орнамент получается, если на сырую, вязкую поверхность цемента или штукатурки (или даже наслои только что накатанной масляной краски) приклеить (просто — приложить и сильно прижать) листья различных растений. Очень красивый рисунок получается из отпечатков листьев папоротника, лопуха, мать-и-мачехи, репейника (можно — вместе со стеблем и колючками), листьев клена, липы, дуба.
Красивое, романтическое впечатление (чувство, похожее на то, которое рождается от восприятия дикой природы, таежной глуши, зарослей) производит фактура, получающаяся на сырой цементной стене от ударов по ней связкой (очищенных от листьев) прутьев березы или ивы, ольхи. «Исхлестав» стену такими вениками, держа их вертикально, можно получить хаотическую фактуру с вертикально направленным рисунком углубленных в сырой цемент рельефных, длинных штрихов-царапин, плотно расположенных и слегка пересекающихся. Эта фактура очень похожа на грубую медвежью или волчью шкуру. Серый цвет высыхающего цемента хорошо сочетается с любой из перечисленных фактур или рельефных рисунков, с мозаикой на этих поверхностях.
Другого эффекта хаотичной фактурной поверхности можно добиться, бросая на стену цементчерез сито или металлическую сетку. Цемент или штукатурка прилипают, создавая Неровную, бугристую поверхность, дающую мелкую, «вибрирующую» светотень, которая меняется при разном освещении.
На рисунках предлагаются варианты простейших геометрических и растительных орнаментов, которые можно легко нацарапать любым острым предметом на стене, которая только что оштукатурена.
Если размер стены большой, и за один рабочий день ее нельзя и оштукатурить и декорировать, то работу проводят в несколько сеансов, оштукатуривая и процарапывая орнаментом один участок стены задругам. В каждый новый рабочий день оштукатуривается новый небольшой участок стены и тут же, пока цемент или штукатурка не засохли — создается рисунок или фактура.
Интересная фактура получается после прикладывания к сырой стене еловых шишек с их острой, решетчатой поверхностью. Старые, высохшие шишки дают красивый, «крапчатый» орнамент.
Занимательный эффект дает фиксация на стене отпечатков ладоней рук всех членов семьи, живущих в этом доме. Такой «орнамент», когда на стене жилища рядами отпечатаны руки дедушки, бабушки, папы, мамы, братьев и сестер, внуков и правнуков, имеет еще и символическое и поэтическое звучание в интерьере вашего дома. Это «генеалогическое» оформление стены дома особенно ценно тем, что каменный рельеф в застывшем цементе останется навсегда.
Важно отметить еще один нюанс в технологии «отпечатывающегося» орнамента. В том случае, если отпечатки — растительного происхождения, например, листья лопуха или липы (или, что очень красиво — ветки сосны с длинными иглами), не стоит бояться того, что оторвавшиеся, прилипшие к цементу кусочки листьев, хвойные иголки, даже целые листья — не нужно пытаться вынуть их из поверхности; когда все засохнет — и цемент и то, что прилипло к нему — сухие листья и иголки выветрятся, выпадут сами.
Красивый орнамент получается из отпечатков листьев камыша, листьев рябины, а также из отпечатков морских и речных раковин, имеющих веерообразную ребристую наружную поверхность. Мелкие ракушки можно крепко и навсегда вдавливать в цемент внутренней стороной к стене. Рядом с вдавленным рельефом ракушек очень красиво будут смотреться те же ракушки, вмурованные своими зубчатыми, острыми краями в стены. Вперемешку с ними можно вкрапливать мелкую разноцветную речную (морскую) гальку. Это — один из способов «введения» окружающей природы в интерьер загородного дома.
Используя в качестве ориентира законы гармонирования цветов по цветовому кругу, можно с успехом применить еще один способ окраски и тонирования гладких стен интерьера. Стена окрашивается равномерно каким-либо одним, выбранным из круга цветом или оттенком. Будет лучше, если он смешан с белилами или светло-серой краской и его яркость этим несколько ослаблена. Утомительно находиться в интерьере с ярким цветом стен. После того, как краска высохла, к этому первоначальному цвету стены по цветовому кругу подбирают один или два гармонирующих с ним цвета (оттенка). Специальным тампоном, имеющим поверхность из смятой ткани, сначала одним из этих цветов, а затем (после высыхания) — вторым цветом, наносятся на стену пятна краски —равномерным прикладыванием тампона к стене. Фактура смятых складок ткани, отпечатываясь на стене, оставляет внутри себя просвечивающий, не тронутый краской, первоначальный цвет; между отпечатавшимися складками ткани (от смятого тампона) на стене остается незакрашенным хаотический «мятый» узор прежнего цвета стены.
Стена тампонится настолько плотно (с таким нажимом на тампон), насколько это соответствует необходимому количеству нанесения этого цвета (в % — по кругу и таблице). Так же наносится второй слой краски. Все три цвета должны пропускать через свою складчатую фактуру цвет лежащего под ним слоя. В итоге получается сложная, состоящая из 2-х, 3-х цветов, «вибрирующая», «трепещущая» поверхность, в целом — гармоничная по цвету, с хаотичным не повторяющимся рисунком складок ткани, которые проступают друг из-под друга, как через сито. Складывая ткань тампона по-разному, и поворачивая его при тамповке под разными углами к стене, можно добиться наиболее интересных, затейливых, «запутанных» отпечатков, в которые «ручейками», пунктиром, пятнами входит цвет нижнего слоя. В конце работы поверхность напоминает рисунок сложных прожилок на мраморе или произвольную игру света, отраженного от ряби на воде.
Главное внимание здесь нужно обратить на две вещи:
• точно подобрать цвета, соответствующие друг другу;
• осторожно, не грубо работать тампоном, выбирая наиболее выразительные варианты его отпечатков, для чего нужно поэкспериментировать, попробовать на куске картона эффекты отпечатков по-разному сложенной ткани тампона. Кроме этого, необходимо потренироваться в поисках правильного (не слишком сильного) нажима и в навыке достаточно равномерного прикладывания к стене пропитанного краской тампона.
 

 

Источник: Справочная информация

 

Все статьи раздела "Интерьер дачного дома" ...