Интерьер дачного дома

Как украсить стены дачного дома

Экспонирование произведений графического искусства
Произведения изобразительного искусства не только украшают интерьер, но и по- особому, психологически организуют пространство перед собой. Пространство приобретает особую, новую, эмоциональную, образную окраску. Восприятие интерьера от этого сильно меняется. Оно наполняется энергией   художественных   образов,    жизнью изображенных сюжетов, смыслом, заключенным в содержании изображения, и, главное, оно одухотворяется присутствием в нем произведений искусства. В помещении, со стен которого (хотя бы на время) только что сняли картины, вдруг сразу теряет весь свой уют, кажется пустым, безжизненным и брошенным, таким большим оказывается контраст, хотя все другие вещи остались на прежних местах. Общеизвестно, что стены в доме, согласно их назначению и использованию, как ничто другое могут украсить произведения изобразительного искусства — живописи, графики, декоративного искусства и фотографии. Наибольшим распространением по праву обладает искусство графики. Выполненные на бумаге, а иногда — на ткани, произведения графического искусства разделяются на гак называемую — уникальную графику и на графику, сделанную с помощью специального печатного станка — соответственно — печатную графику (или эстамп). Произведения уникальной графики — как правило, это рисунки карандашом, тушью, пастелью, сангиной, соусом, углем, рисунки в один-два цвета акварелью — кистью, рисунки фломастером и цветными карандашами. Работу, выполненную акварелью с использованием всех цветов палитры, также формально причисляют к искусству графики (по носителю красочного слоя—бумаге). Изображение, сделанное на бумаге, сейчас принято относить к графике, а не к живописи. Желая составить экспозицию из акварельных работ, следует выбирать их в графических разделах выставок и салонов по продаже произведений изобразительного искусства. Эту технику, так же как и технику пастели, несмотря на их широкие колористические, цветовые возможности, общепринятой условности экспонируют в ряду графики. В отличие от живописных работ (картин), выполненных, как правило, на холсте (а также не, оргалите, древесно-волокнистой плите), графических работ в частной коллекции может быть значительно больше. Это объясняется как их меньшей (в среднем) стоимостью, так и удобством хранения; графические листы хорошо сохраняются в папках, оформленные или не оформленные в паспарту и (желательно) переложенные калькой, папиросной или обычной бумагой.
Интерес и удобство обладания коллекцией графических работ состоит в том, что время от времени экспозицию на стенах можно менять, убирая одни работы в папки и развешивая другие. Для этого нужно иметь некоторый запас тонких рам со стеклом, так как графику, как более «ранимое» чем живопись (с точки зрения сохранности) произведение, принято экспонировать под стеклом.
В зависимости от техники и цветового строя каждой графической работы подбирается ее оформление. Если на стенах вывешиваются срезу несколько работ, что бывает наиболее часто, желательно соблюсти некоторое стилевое единство их оформления. Как правило, художники—графики редко создают одно, ни на что не похожее графическое произведение, а предпочитают работать сериями. Именно серия графических работ может создать основу экспозиции и организовать ее, даже если она дополняется другими работами, выполненными другими художниками, в других (иных) графических техниках.
В зависимости от того, какими графическими произведениями украшаются стены, зависит и принцип их оформления. Произведения уникальной графики обязательно оформляются в бумажные или  картонные паспарту. Паспарту делается из белой или тонированной бумаги или специального тонированного (цветного) картона для оформления работ. Если в целом произведение достаточно темное — его лучше оформлять в тонированное паспарту, если работы светлая — паспарту может быть белое или слегка затонированное.
• Ширина паспарту, (представляющего собой прямоугольный лист с вырезанным в центре его прямоугольным «окном», в которое вставляется экспонируемая работа) может быть разной, однако оптимальные его размеры для средних помещений должны складываться из следующих величин:
• вертикального и горизонтального размеров самого графического листа;
• полей паспарту, которые должны быть не менее 11 см справа, слева и сверху от границ листа и 12—14 см от нижней его границы.
Сам графический лист крепится с изнанки паспарту отрезками прозрачной или белой клейкой ленты, которая, хорошо прилипая, может также быть осторожно отклеена, не повредив обратной стороны графического листа. Сама бумажная рама — паспарту должна с небольшим «нахлестом» по всему периметру ложиться на графический лист, поэтому размеры «окна» по вертикали и по горизонтали должны быть на 1-1,5 см меньше, чем размеры оформляемого графического листа.
Лучшими цветами для тонированного паспарту будут различные оттенки серого — от светло-серого, желтоватого (охристого) или «свинцового», холодного оттенка, от серо-голубого, различной светлоты — до серовато-коричневого, теплого — розовато-серого или, напротив, серо-зеленого. Следует избегать как черного, так и ярких цветов паспарту. Серый же цвет, внутри которого смешаны как теплые, так и холодные оттенки, как основные, так и дополнительные цвета спектра — всегда сможет красиво «поддержать» графическое произведение, которое им обрамлено, какой бы цветовой строй оно не имело.
При этом следует заметить, что при выборе паспарту менее заметна ошибка, если она сделана в пользу более светлого оттенка. То есть — лучше, если паспарту будет чуть светлее идеального, желаемого тона, чем темнее его.
Для графической работы, сделанной в технике сангины или сепии, то есть имеющей красновато-коричневый колорит, подойдет и более теплый цвет, паспарту — палевый, охристый, бледно-розовый, цвета «слоновой кости», охристо-зеленоватый и т. п.
 
Для того, чтобы точнее подобрать тон и цвет паспарту, можно руководствоваться следующим простым приемом. Нужно внимательно посмотреть на графическую работу и выявить в ней самые светлые места и самые темные места. Затем, абстрагируясь от этих самых светлых и самых темных мест (пятен), сосредоточиться на восприятии полутонов и выбрать среди них пятно (пятна) среднего тона — не приближающиеся ни к темному, ни к светлому «полюсам» графической работы. Этот средний тон и является ориентиром, по которому нужно подбирать паспарту. Прикладывая образцы тонированного картона или бумаги к краям графического листа, нужно найти вариант максимального совпадения тона и цвета одного из этих образцов — тону и цвету этих «средних» тональных участков в графической «ткани» листа.
Подбирая стекло для оформления работы, лучше использовать оргстекло, поскольку оно обладает нейтральной (белой) прозрачностью, по сравнению с голубоватым или зеленоватым оттенком стекла обычного. Оргстекло может быть тонким 1-1,5-2 мм. Работы, оформленные под оргстекло, значительно меньше по весу (оргстекло существенно легче обычного стекла), что весьма важно при вывешивании работ. Например, рисунок размером 40x50 см, окруженный с 4-х сторон паспарту по 11- 14 см по периметру, потребует стекла, размеры которого составят: 40+11 + 11=62 см и 50+11+14=75 см. Итого: 62x75 — если работа располагается вертикально и, соответственно — 65x72, если работа располагается горизонтально, поскольку снизу паспарту должно быть на 2-3 см шире, чем по краям и сверху. Стекло такого размера значительно тяжелее оргстекла той же площади, что влияет на прочность необходимой подвески, на ее конструкцию и сложность монтажа. Главное же достоинство оргстекла —его безопасность, поскольку оно значительно более ударостойкое, ему не грозят трещины даже при падении. Оргстекло значительно проще режется и пилится. Без сколов, трещин его можно легко отпилить до нужного размера. Особенно удобно оргстекло в том случае, если графическая работа выполнена в овал или в круг, или имеет арочное (полуовальное) завершение сверху.
Соответственно геометрической фигуре, в периметр которой вписана композиция графической работы, нужно выбирать форму паспарту и рамы. Если работа представляет собой, например, композицию в круге, то, соответственно, круглым (с круглым окном и наружными краями) будет и паспарту и рама. Если найти круглую раму не составляет труда в достаточном ассортименте), то заказать круглое стекло или вырезать его самостоятельно представляет определенные трудности. Выпилить же круг из оргстекла и обработать края напильником — значительно проще, как более проста и транспортировка такого стекла и работ, оформленных в такие стекла. Единственный недостаток оргстекла—мягкость его поверхности, из-за чего оно легко царапается, затирается и от этого как бы «мутнеет». Работы, весящие на стенах, как правило, не подвергаются такой опасности, нужно лишь осторожнее стирать с них пыль.
Главный же недостаток обычного стекла — его зеленоватый тон (или оттенок холодного голубого цвета) имеет нежелательный эффект менять, искажать общий цветовой тон произведения, которое, будучи оформленным в обычное двух- или трехмиллиметровое стекло, воспринимается через него, как через холодный «светофильтр». Этим значительно искажается и художественный образ, задуманный и воплощенный художником.
Следующий важный вопрос—выбор рамы для оформления графической работы. Культура экспонирования графических работ располагает выработанными и устоявшимися правилами вкуса. Согласно этим правилам, графику (в отличие от живописи) оформляют только в тонкие багетные рамы. Широкий багет, применяемый для изготовления рам для живописи, оказывается всякий раз слишком грубым и «тяжелым» для графических работ и мешает гармоничности восприятия их.
Таким багетом считается такой, ширина внешнего поля которого не превышает 2,5-3 см. Небольшие и средние работы оформляются в рамы из багета 1-1,5 см и лишь большие работы, со стеклом более чем 55x60 см могут быть окружены багетом 2-2,5 см. Работы со стеклом, размеры которого достигают 70x80 см, 70x90 см или чуть больше (что считается почти пределом для графической работы, в отличие от живописной), могут быть окантованы в раму 3-3,5 см шириной.
Еще одно отличие в оформлении графических и живописных работ — степень профилированности багета рам. Графику оформляют в достаточно простой по профилю багет, с небольшим количеством лепных рельефных украшений. Если они есть — они сведены к минимуму и максимально скромны и лаконичны.
Цвет багета для оформления графики определяется так же, как и цвет паспарту — колористическим, тонально-цветовым строем самой работы. Универсальными цветами для рам, в данном случае для графики, являются:
• Бронзовый — сдержанного, не яркого оттенка, для достижения которого часто специально тонируют готовые, слишком яркие «бронзовые» рамы, покрывая их тонким слоем масляной краски светло-зеленого (бледно-зеленого) цвета, и затем — протирают тряпкой, оставляя максимально тонкий, прозрачный слой краски на выступающих местах багета и несколько более густую «патину» — во впадинах и пазах его профиля.
Через несколько дней после патинирования, когда краска, которой протерта рама, полностью высохнет, рама натирается воском или парафином и шлифуется шерстяной тряпочкой или фланелью, войлоком. Однако лучше выбирать рамы с более спокойным, мягким, «скромным» блеском, чтобы он не затмил саму работу, не отвлекал от восприятия самого произведения;
• Другой универсальный цвет багета — цвет той или иной породы дерева. Имея узкую деревянную раму для оформления графической работы, можно столкнуться с проблемой слишком светлого тона рамы. Ее также тонируют. Лучший и наиболее простой вариант тонирования — сильно разбавленные водой черная гуашь, либо коричневая, зеленовато-коричневая — гуашь, темпера, акриловая краска. Раствор должен быть прозрачным (просвечивать при нанесении), а не «кроющим». Лучше за 2-3 раза равномерно протонировать постепенно темнеющую раму, чем счищать шкуркой неровно впитавшиеся после первого нанесения темные пятна.
Необходимо учитывать также эффект высыхания — тон высохшей рамы светлее тона мокрой. Тонируя раму, нужно предполагать, что она заметно высветлится, когда краска впитается и высохнет. Какой бы не задумывалась рама, в окончательном виде на ней не должно быть мазков краски, выступающих рельефно; вся краска должна впитаться в верхний слой деревянной рамы и фактура дерева должна быть сохранена.
После полного высыхания, лучше — на следующий день, рама полируется воском, парафином или восковой мастикой. Последняя менее предпочтительна, так как имеет довольно резкий запах растворителя — бензина, керосина, скипидара, что несколько неприятно, когда работу сразу вешают в интерьер жилого помещения. К тому же мастика сильно затемняет тон рамы, что может испортить впечатление. Поэтому наносить ее надо осторожно и в небольших количествах.
Если вдруг совершена ошибка и деревянная рама затемнена, что «утяжеляет» общий вид работы, искажает прежнее впечатление от нее — это можно
несколько исправить. Для этого тонкой наждачной бумагой со слабым нажимом осторожно и легко «протирают» выступающие рельефные части рамы, слегка высветляя их. В этом случае активно выявляется и подчеркивается характер рельефа выбранного багета, поскольку углубленные участки его будут сохранять в себе нетронутый начальный темный тон и по мере возвышения рельефа он будет светлеть. Работая шкуркой, нужно знать чувство меры — слишком сильный контраст между светлыми и затонированными участками на поверхности багета может создать нежелательный, резкий эффект, привлекающий главное внимание смотрящего в первую очередь на контрастные перепады рельефа рамы, а не на саму работу, будет отвлекать внимание от нее.
После такой обработки рамы нужно снова восстановить на ней легкий блеск, отшлифовав воском или парафином. Никогда не следует покрывать рамы лаком. Яркий лаковый блеск не должен отвлекать внимания от самого произведения. Рама на произведении изобразительного искусства принадлежит вовсе не к набору предметов мебели, она часть картины или графического листа, принадлежит и служит произведению, является его продолжением.
Если к нам в руки попала графическая работа, исполненная в одной из техник эстампа (печатной графики), то для того, чтобы повесить на стену, ее следует оформить несколько иначе, чем уникальный рисунок или акварель. В течение уже трех-четырех последних столетий сформировалась и утвердилась особая культура оформления оттисков —произведений печатной графики. Есть несколько твердых правил:
1. Эстамп должен быть напечатан на листе, размеры которого существенно больше, чем размеры самого изображения. То есть — работа должна иметь поля со всех четырех сторон.
2. Ни в коем случае не обрезать эти поля ни на один сантиметр. Этим резко снижается ценность работы.
3. Варварством считается обрезка всех полей эстампа до границ самого изображения. Это равносильно приему, которым пользуются похитители картин, которые, чтобы удобнее унести холст, вырезают его ножом из рамы.
4. Эстампы хранят в папках, но если вдруг возникает необходимость перевезти несколько оттисков, свернув их в рулон на непродолжительное время (большую папку часто сложно транспортировать), то оттиски сворачиваются не внутрь лицевой поверхностью, а наружу, каждый лист перекладывается бумагой и рулон помещается в картонный или пластмассовый цилиндрический тубус. Если после такого хранения бумажные листы эстампов плохо раскручиваются — их нужно слегка, по одному, протереть влажной тряпкой с обратной стороны и, переложив чистой бумагой, оставить лежать в папке на несколько часов под прессом в горизонтальном положении на ровной плоскости (на столе, на полу).
5. Прежде, чем заниматься поисками материала для паспарту, нужно исследовать качество полей оттиска. Если они чистые, без пятен, разрывов, если формат изображения впечатан строго параллельно краям листа бумаги — в этом случае от паспарту можно отказаться. В качестве паспарту лучше всего служат собственные белые, чистые поля эстампа. Если работа напечатана на тонированной бумаге и поля хорошего качества — ее также следует оставить без паспарту.
6. Прежде чем окантовывать работу под стекло, нужно проверить, подписана ли она автором. Эстамп должен быть подписан обязательно лишь острым карандашом, собственной рукой автора, на лицевой, а не на обратной стороне работы, как во всех других случаях (рисунок, пастель, акварель, масляная живопись и т. д.). Место подписи — на 5 мм ниже нижнего края изображения, на нижнем поле работы строго под изображением. Подпись должна содержать следующую информацию: Ф.И.О. художника, название работы, технику исполнения (ксилография, резцовая гравюра, офорт, сухая игла, линогравюра, монотипия, литография, шелкография и т. д.), затем — тираж произведения и номер данного оттиска, а также год исполнения и роспись автора или его монограмму. Например: В. А. Фаворский. «Пролетающие птицы». Ксилография. 1961.5/30. (Подпись). Дробное число в подписи под эстампом читается как — в данном примере: «пятый из тридцати». Это значит, что всего таких оттисков тридцать, а данный оттиск—пятый из последовательно напечатанных 30 оттисков. Покупая эстамп для украшения интерьера, важно обратить внимание на номер оттиска — первые 10-15 оттисков ценятся значительно дороже последних, опытные же коллекционеры приобретают, как правило, самые ценные — первые 3-5 оттисков.
7. Если поля эстампа как-либо повреждены — поцарапаны, разорваны, на них есть пятна и т. п. — что не редкость для, например, особенно ценных, старинных гравюр, то в этом случае вполне допустимо «одеть» гравюру в паспарту.
8. Паспарту для эстампа должно иметь «окно», границы которого не доходят до границ изображения, для того, чтобы между краями оттиска и краями «окна» оставался зазор, в который была бы видна часть паспарту.
Обычно этот зазор равен одному-трем сантиметрам. Полоса зазора вдоль нижнего края эстампа — между границей эстампа и границей «окна» паспарту, должна полностью открывать подпись под эстампом и ни в коем случае не закрывать ее.
9. Рама и стекло для оформления эстампа так же, как и тон и цвет паспарту подбираются по тем же требованиям, что и для оформления произведения уникальной графики. С тыльной стороны работа закрывается картоном в размер стекла и заклеивается лентой. 10. В некоторых случаях графические работы под стеклом вешают на стены без рам. Для этого на стекло одевают специальные зажимы — клемера по 3-4 штуки на работу. Через них по периметру стекла пропускается тонкий капроновый шнур, либо толстая леска, либо веревка «макей».
11. Все — и живописные и графические работы — желательно не вешать на вбитые в стены гвозди. Для того чтобы иметь возможность без труда и ущерба для стен перевешивать работы, менять их местами, добавлять в экспозицию новые и сдвигать в стороны, опускать и поднимать уже повешенные работы, имеет смысл сделать несложную стационарную систему подвески. Она представляет собой следующую простую конструкцию. На верхней границе стен, вдоль их пересечения с потолком укрепляются длинные металлические стержни (пруты, тонкие трубы) — каждый стержень — на нескольких вбитых в стену кронштейнах. Стержни должны крепиться с небольшим зазором от стены так, чтобы в этот зазор можно было свободно пропустить шнур или веревку. Стержни окрашиваются под цвет стен или потолка. Каждая работа для подвески должна иметь либо клемера с петлями (если нет рамы, либо — два крючка (у небольших работ) — на вертикальных сторонах рамы с обратной их стороны, либо еще добавочные два крючка на нижней горизонтальной стороне рамы также с обратной стороны.
Работы в рамах или в клемерах вешают на петли, свисающие со стержней вдоль стен. Узлы на петлях должны быть скользящими, а не глухими, чтобы можно было спускать и поднимать (укорачивать и удлинять) петли, меняя уровень подвески работ.
Сдвигать работы вправо или влево можно, просто передвигая петли вдоль по несущему стержню.
На него можно вешать сразу несколько работ — в один или два (при желании — в три) горизонтальных ряда.
Если работы имеют разный размер и в одной экспозиции соединяются как вертикальные, так и горизонтальные работы, то чтобы организовать экспозицию в целом, придать ей законченный и гармоничный вид, соблюдают некоторые правила. Так в одном ряду несколько работ разного размера выравниваются по нижнему краю. Нижний край каждой работы должен находиться на едином, общем уровне. Расстояния между работами должны быть одинаковые. Общую экспозицию лучше составлять ром, к работам на стене подводят отдельные маленькие светильники, направленные на стену в целом (сверху — под острым углом), или по отдельности на каждую работу. Для того, чтобы максимально улучшить восприятие работ, снизить эффект появления бликов на стекле или на покрытой лаком поверхности живописных работ, их вешают на стены под небольшим наклоном (от 2° до 15°). Чем выше повешена работа, тем под большим углом наклона ее удобнее рассматривать.
Произведения графического искусства, называемые эстампами, разделяются по своему происхождению. Самым древним видом печатной графики является ксилография — гравюра на дереве. На специально подготовленной деревянной доске вырезается изображение, которое и служит печатной формой, с которой делаются оттиски. Количество оттисков с одной деревянной доски не столь велико, как в гравюре на металле, поэтому ксилографические оттиски ценятся дороже. Ксилография может быть как черно-белой, так и цветной. Цветная гравюра также является более ценным произведением, чем черно-белая того же художественного уровня, размера и сделанная одним и тем же художником.
Большим количеством оттисков и своими, оригинальными художественными свойствами отличается гравюра на металле — меди, цинке, стали. С металлической печатной формы получается большее количество оттисков, однако автор может ограничить тираж, тогда такие оттиски становятся большей редкостью, их с удовольствием приобретают в частные коллекции.
Существуют также разновидности эстампа, где не применяется ручное гравирование в жестком материале. К ним относится техника офорта. На покрытую кислотоупорным лаком, отшлифованную медную или цинковую доску иглой наносится рисунок художником. Изображение создается из линий и штрихов, точек, пятен, зигзагов любой сложности и направления. Лак процарапывается иглой до поверхности металла. Затем пластина опускается в кислоту и та вытравливает в металле весь рисунок, процарапанный в лаке. Места, не тронутые иглой, защищенные от кислоты лаком — не протравливаются ею.
Доска вынимается из кислоты и растворителем снимается слой лака. На отшлифованной поверхности доски остается углубленный в нее, протравленный кислотой рисунок. Краска забивается тампоном внутрь, вглубь штрихов рисунка, стирается с верхней гладкой поверхности доски и на влажной бумаге печатается оттиск.
 
Если ксилография, как и ее современное «ответвление» — линогравюра (гравюра на линолеуме) — варианты так называемого «высокого» способа печати (когда краска накатывается на поверхность доски валиком и углубленные участки остаются на оттиске белыми), то гравюра на металле и офорт — способы так называемой «глубокой» печати — краска на бумагу передавливается из углубленных в металл штрихов и линий, поверхность же металлической доски со стертой с нее краской оставляет на бумаге чистый белый или слабый серый тон.
Большими художественными возможностями богата техника «литографии». Это способ «плоской» печати. Художник рисует жирным черным карандашом на плоском, отшлифованном камне (известняк). После обработки специальной вытравкой, поверхность мокрого камня приобретает способность принимать краску в тех местах, где по камню «прошелся» карандаш художника и отталкивать ее там, где камень чист — в белых местах. На влажный камень накатывается валиком литографская краска, которая прилипает только к штрихам рисунка. После этого, на тяжелом литографском станке на бумаге с камня делаются оттиски. Как и все другие виды эстампа, литография тоже может быть как черно-белой, так и цветной. Независимо от того, к какому виду эстампа относятся графические произведения, предназначенные, согласно вкусу коллекционера, для украшения интерьера, все они оформляются и хранятся по одним правилам.
Экспонирование произведений живописи
Коллекция живописи, так же как и коллекция графики, украшающая интерьер, также передается, как это было всегда, по наследству потомкам. Живописные работы обычно «живут» на холсте, натянутом на подрамнике. Эта конструкция более массивна — картины невозможно хранить как графику и поэтому их количество в коллекциях не может быть при прочих равных условиях столь же велико. Вся коллекция картин, как правило, висит на стенах. Здесь тоже нужно придерживаться некоторых правил.
1. Картины нельзя вешать в сыром помещении (на веранде, террасе, кухне, на промерзающем зимой чердаке-мансарде и т. п.).
2. Картины нельзя вешать на места, где на них много часов в день падает прямой солнечный свет.
3. Картины нельзя длительное время хранить в темноте — от этого краски утрачивают светостойкость, начинают обесцвечиваться.
 
4. Картины нельзя ни вешать, ни хранить в жарком, сухом помещении — от этого перетягиваются и пересушиваются нити холста и растрескивается красочный слой.
5. Вешать картину нужно за шнур, продетый в крючки, ввинченные (вбитые) в раму, а не в подрамник. Хранить работы желательно, не снимая с подрамника и не вынимая на долгое время из рамы. В условиях частной коллекции, далеких от условий музея (где картины хранятся и без рам), хранение картины без рамы часто приводит к повреждению углов и торцов холста на подрамнике. Картина, одетая в раму, защищена ею не только по периметру, но и охраняет от повреждений лицевую сторону холста, так как рама обычно значительно выступает вперед за картинную плоскость. Прислоняя картину к стене или к другим стоящим у стены картинам, мы подвергаем ее меньшей опасности быть продавленной, поцарапанной или проколотой, например, о крючки для подвески, привинченные с обратной стороны картины, стоящей лицом к стене (что бывает главной причиной весьма частого повреждения холстов, хранящихся без рам). Желательно, если три-четыре работы хранятся вместе, упаковывать каждую в отдельный картонный пакет или перекладывать картоном, оргалитом, фанерой. При хранении работы лучше ставить, а не класть. Положенные в стопку друг на друга несколько холстов обречены на повреждения.
Живописные работы экспонируются, как правило, без стекол, но сама поверхность масляной работы обычно бликует, поэтому их также вешают с небольшим наклоном вперед и при боковом дневном освещении.
При экспонировании на одной стене произведений и живописи, и графики следует учесть, что ближе к зрителю, то есть — в нижний ряд вешают графические работы, которые нуждаются в более пристальном и внимательном восприятии в силу специфики своего художественного языка.
Живописные работы лучше воспринимаются на расстоянии, поэтому их можно повесить и в верхний ряд. Естественно, нужно соблюдать соотношение между размером работ и размером помещения, где они экспонированы. Для полноценного восприятия картины или графического листа, для того, чтобы работу можно было оценить не только в деталях, но и почувствовать общее впечатление от нее, нужен так называемый «отход», то есть пространство перед картиной должно быть достаточным, чтобы зритель мог отойти на некоторое расстояние от стены, где висят работы и в целом окинуть их взглядом. В зависимости от размера каждая работа в своем, минимальном расстоянии «отхода» До старинному правилу, чтобы суметь полностью, без пространственных, перспективных искажений воспринять картину, нужно отойти от нее (в направлении, перпендикулярном ее плоскости) на расстояние, равное трем диагоналям картины (минимум)- Если мы смотрим на скульптуру, например, мелкую камерную пластику, специально созданную скульптором для восприятия в интерьере, она также полноценно воспринимается на расстоянии 3-х максимальных величин этой скульптуры. Например, стоящая бронзовая статуэтка — фигура человека должна быть поставлена в таком месте интерьера, где «отход» от нее был бы как минимум равен высоте этой фигуры, увеличенной в три раза.
Для того, чтобы работа висела под наклоном, крючки для шнура нужно ввинчивать не столько ближе к верхним углам работы, сколько рядом с серединой боковых вертикальных сторон рамы. Чем ближе к середине ввинчен крючок, тем под большим наклоном будет висеть работа, упираясь своей нижней стороной в стену.
Если картины повешены одна над другой, то верхняя картина нуждается в наклоне в большей степени, чем нижняя, которую можно повесить параллельно стене, если она будет находиться ниже линии глаз стоящего человека.
Следует особенно осторожно относиться как к выбору совершенно черных, так и совершенно белых рам. Чем рама шире, тем менее вероятности, что черная или белая рама подойдет к работе. При прочих равных условиях при необходимости выбора все же лучше отдать предпочтение багету белому, нежели черному.
 

 

Источник: Справочная информация

 

Все статьи раздела "Интерьер дачного дома" ...