Комнатные растения

Стили интерьера при озеленении помещений

В энциклопедии интерьер определяется как «утилитар­ная и эстетическая организация, оформление внутреннего пространства помещения».
Мы не только живем и работаем среди окружающих нас предметов, но хотим получить и эмоциональные впечатле­ния, создать определенное настроение. Немаловажная роль в решении этой задачи принадлежит растениям. Все чаще и чаще они становятся неотъемлемым элементом интерьера. Они украсят и скромную однокомнатную квартиру и велико­лепный особняк. Они уместны в офисах и рабочих кабинетах, без них школьные классы и студенческие аудитории, боль­ничные палаты и библиотечные залы выглядят сухо, скучно и тоскливо. Однако озеленение помещений обоюдоострое «ору­жие»: растения могут оживить, облагородить, украсить интерьер, но они же могут и разрушить целостное впечатление, внести диссонанс в самую изысканную обстановку.
Для правильного подбора растений необходимо более или менее свободно ориентироваться в особенностях того или иного стиля, тем более с каждым годом они становятся все более разнообразными.
Конечно, сейчас не слишком часто встречаются инте­рьеры строго выдержанные в определенном стиле: класси­ческий или барокко, модерн или ампир, но отдельные эле­менты присутствуют почти в каждой квартире
Надеюсь, прочитав эту главу, Вы наверное обнаружите черты, свойственные бидермайеру, индустриальному кант­ри или рококо в вашем доме или квартире. А лиха беда на­чало, Вам захочется довести дело до конца, используя все возможности, в том числе и интерьерные растения.
Итак, начнем, пожалуй, с «хорошо забытого старого».
В Древнем Египте высокие потолки зданий опирались на многочисленные колонны, мебели практически не было, а в той, которая была — изъяны ручной обработки маскиро­вали замазкой и покрывали росписью. Стены декорировали занавесами, фресками, коврами. Основными элементами росписи были иероглифы, изображения жуков-скарабеев, пальм, солнечного диска, птиц. Мебель декорировали сло­новой костью, перламутром, золотыми накладками.
Для Китая характерна нарядная лакированная и распи­санная мебель из ценных пород дерева — розового, черно­го, тика. Ее украшали золотой росписью по черному фону, вставками из цветной древесины, слоновой кости, ракови­нами, полудрагоценными камнями. Прямолинейные очерта­ния позволяли легко объединять различные предметы в при­чудливые композиции. Шелковые складные ширмы и бумаж­ные обои появились в Китае несколькими веками раньше, чем в Европе. Излюбленным предметом обстановки была кушетка, комнаты украшали изысканно расписанными фар­форовыми вазами различных размеров и подставками. Отличительной особенностью помещений в Древней Греции и Древнем Риме было наличие внутреннего двори­ка и центрального зала для приема гостей. Росписи на сте­нах зрительно расширяли пространство, мозаичный пол, ковры и вышитые ткани создавали ощущение роскоши, ко­торое дополняли фонтаны, скульптуры, изделия из стекла и бронзы.
Мебели было немного: стулья, ложа для трапезы, сун­дуки для вещей, кровати из дерева в Греции инкрустирова­ли золотом и серебром. Основными элементами росписи были геометрические или цветочные орнаменты: ряды не­больших кругов, напоминающих бусы, спиральные или вол­нистые линии, гирлянды листьев и стилизованное изобра­жение лотоса.
У римлян цветочный орнамент, характерный для гречес­кой мебели, сменился резьбой и металлическими деталя­ми, в росписи появляются военные мотивы. Становятся мод­ными ткани с каймой, мех, кожа, китайский шелк. Появляют­ся мраморные столики, мебель массивная, «тяжелая», кро­вати трансформируются в носилки. Дом олицетворяет могу­щество и силу хозяина.
Для Японии характерны аскетизм, утонченность, уме­ние малыми средствами достичь многого. Минимум мебе­ли: вместо кровати — матрац с деревянным валиком для головы, никаких стульев, низкие лакированные столики для еды и работы, на них изысканно расписанные ларчики для письменных принадлежностей, вещи обычно складывали в небольшие комоды. Комнаты легко трансформировались, благодаря раздвижным ширмам, в хорошую погоду внутрен­нее пространство дома плавно переходило в сад. Стены и потолок, раздвижные ширмы окрашивали в нежные пастель­ные тона. В одной из стен находилась ниша, в которую по­мещали фигурки святых, букеты цветов и другие аксессуа­ры.
Мусульманский или мавританский стиль также отли­чается минимальным количеством мебели, для сидения предназначались ковры и подушки, вещи прятали в шкафах с решетчатыми дверцами. Эффектный растительный орна­мент повторялся в росписи стен, рисунке ковров, вышивках портьер и скатертей. Низкие маленькие круглые или много­угольные столы, благодаря ажурной резьбе столешниц, гар­монировали с решетчатыми дверями и окнами. Кожа с позо­лотой, пластинки из металла и дерева, которыми украшали мебель, оттоманки с небрежно наброшенными коврами — все это впоследствии использовали европейские дизайнеры.
Начало Средневековья характеризуется господством Романского стиля. Его особенность — не роскошь, но проч­ность, добротность, надежность, и в то же время некоторая прямолинейность, грубоватость. Как в архитектуре, так и во внутреннем убранстве замков отразился жестокий, суровый характер эпохи. Каменный пол утепляли соломой или тра­вой, стены декорировали коврами и гобеленами, на огром­ной кровати с балдахином свободно умещалось все семей­ство. «Король» мебели — сундук, он предназначался для хранения вещей, он же для сидения, он же вместо кровати, он же — дорожный чемодан. Со временем его поставили на бок, обратив основанием к стене, и появился предшествен­ник современных однодверных шкафов. Мебель была чис­то утилитарной, ее очертания предельно лаконичны, почти примитивны, эстетическая сторона сведена до минимума: резьба, металлическая фурнитура — наиболее характер­ны накладки из кованого железа, соединяющие толстые дос­ки. Некоторые предметы мебели приобретают знаковый смысл: чем выше род хозяина, тем выше спинка стула, на котором он сидит.
В архитектуре на смену Романскому стилю пришла изыс­канная волшебная и завораживающая Готика. В меньшей мере это направление заметно в интерьере. Он смягчился, стал изящнее, но в очертаниях мебели легко угадывались архитектурные детали: стрельчатые арки, башенки, остро­верхие колонки, в окнах появляются витражи. Резьба по де­реву повторяет каменные кружева архитектурных сооружений. Основной элемент мебели — сундук, приделав высо­кую спинку, его использовали в качестве сиденья. Для этого периода характерен ажурный, лиственный орнамент.
Возрождение, родиной которого была Италия, подари­ло истории один из наиболее известных стилей Ренессанс. Особенности этого стиля — легкость, свобода. Эстетичес­кая составляющая интерьера не уступает утилитарной. Впер­вые жилье делят на функциональные зоны. Главное внима­ние уделяют залам для приема гостей. Хозяин замка или дворца обзаводится кабинетом. Мебель становится более легкой. Ее украшают архитектурными элементами: колона­ми, карнизами, фронтонами. Она более разнообразна, раз­личной конфигурации, появляются стулья, которые отдален­но напоминают кресла, посудные шкафы, настолько высо­кие кровати, что на них всходили по специальным ступень­кам, новинка — раздвижной «стол-бабочка». Возрождается интерес к античности.
Между Ренессансом и следующим за ним Барокко вне­дрился Маньеризм. Сущность этого стиля на редкость точ­но передает его название — манерный, вычурный. Тяжелая претенциозная мебель, в том числе шкафы шаровидной формы, дорогие ткани, такие, как глазет с золотыми и се­ребряными нитями, богемский хрусталь и тяжелые бахрома и кисти гобеленов властвуют в интерьере. Маньеризм пре­тендовал на наследство Ренессанса, но оказался слишком поверхностным и уступил право наследования Барокко.
Итак, Ренессанс закономерно привел в появлению Ба­рокко (от итал. Baroque — странный, причудливый). Иногда его называли стилем иезуитов, из-за привязанности, кото­рую питали представители ордена к этому роскошному вы­зывающему интерьеру. Для мебели характерны вычурные, округлые, изгибающиеся формы. Простые элегантные ли­нии Ренессанса уступают место изощренным спиралям, при­чудливо изогнутым дугам. На поверхности мебели появля­ются углубления и выпуклости, в связи с чем возник новый прием отделки — деревянный, мозаичный набор. Места сты­ков приходилось шлифовать и покрывать лаком, именно поэтому так много лакированных деталей. Сиденья диванов и стульев становятся мягкими, более широкими, спинки слег­ка откинуты назад. В орнаменте преобладают естественные мотивы: завитки раковин, вьющиеся побеги растений, гир­лянды, венки украшают предметы меблировки. Блеск лака подчеркивает яркую роспись, позолоту, в зеркальных плас­тинках отражается роскошь убранства помещений. Стены затянуты тканями изысканной расцветки, на потолках появ­ляются плафоны с мифическими и библейскими сюжетами. Парадные спальни превращаются в приемные. Мебель со­вершенствуется, создаются первые гарнитуры, сконструи­рованы комоды с выдвигающимися ящиками. Наиболее рос­кошную мебель создавал А.Ш.Буль, украшая ее черным де­ревом, позолоченной медью, отполированными пластинка­ми панциря черепахи.
Рококо — достойный финал развития Барокко. Эстети­ческое восприятие окружения уводит человека в искусствен­ный мир сказок, фантазий, мифов, театральной игры. Пожа­луй, это первый стиль, закономерно претендующий на ти­тул «дамского». Наибольшего расцвета он достигает во вре­мена правления Людовика XV. Во дворцах анфилады ком­нат уступают место ассимметричному расположению поме­щений, центр ансамбля — будуар или салон. Парадность сменяется интимностью, мебель занимает основное про­странство комнаты: секретер с множеством ящичков, в том числе и потайных, канапе, глубокое кресло-бертер, тумбоч­ки, картоньерки — шкафчики для бумаг, изобилие фарфоро­вых безделушек. Обязательный элемент — камин, над ко­торым расположено огромное зеркало. Чрезвычайно мод­ны китайские мотивы.
В обивке мебели, декоре стен, убранстве помещений преобладают нежные бело-голубой, бело-розовый, светло-лимонный, бежевый, зеленовато-серебристые тона и золо­то, золото, золото, чем больше, тем лучше. Акцентные цве­та — серо-желтый, ярко-желтый, желто-зеленый отлично гармонируют с золотыми украшениями. Резьба по дереву практически исчезает, ее место занимают металлические, главным образом бронзовые накладные детали. Вершиной мебельного искусства периода Рококо являются работы ан­глийского мастера Томаса Чиппендейла поразительно уме­ло сочетавшего особенности Рококо с элементами, харак­терными для английской мебели начала XV111,«китаищины» и готики.
В то же время стиль Рококо — жизнерадостный, галан­тный стиль, в определенной степени проникнутый гедониз­мом, смягченным изрядной долей самоиронии.
Усталость, пресыщенность избыточно утонченными и вычурными стилями Маньеризма, Барокко и Рококо приве­ла к формированию Классицизма (от лат. classicus — об­разцовый). В замечательной книге «Стили искусства» В.Вла­сов остроумно замечает, что «от варенья Барокко и Рококо общество кинулось к соленому огурцу античности». Основ­ные черты классицизма — строгость, простота, утилитар­ность, стремление к недостижимому идеалу — «золотому веку» античности. В Германии и Австрии этот стиль называ­ли — цопф — очень простой. Основные геометрические детали — прямоугольник, квадрат, круг. Мебель приобрета­ет строгие геометрические, без излишних закруглений и за­витков очертания, основательность, простоту. Помещения становятся более свободными, стены украшаются полуко­лоннами, пилястрами, медальонами из белого мрамора с античными профилями. Для обивки используют ткани с цве­точным орнаментом.
В эпоху правления Наполеона I сформировался стиль Ампир (от франц. impiere — империя), как вариант класси­цизма. Основные характеристики Ампира — основатель­ность, строгая симметрия, упорядоченность, если не сказать монотонность. Уходит излишняя кричащая роскошь. И в то же время налицо элементы «маскарада» — «мраморная» шкатулка оказывается картонной, «хрустальный» лиловый флакон — стеклянным. Потолки вновь приобретают белый цвет, паркет — наборный из ценных пород дерева, окна закрывали плотными портьерами или, по выражению Франсуа Блонделя, вовсе «...отказывались от дурной привычки свер­лить окна». Зато появлялись многочисленные пейзажи на блюдах, вазах, кофейниках, табакерках. Скромность, мате­матическую выверенность мебели смягчали панорамные обои с фантастическими картинами. Победы, одержанные Наполеоном, отражались в таких элементах интерьера, как оружие, венки, факелы, вензеля N, после египетского похо­да — пирамиды, сфинксы, клинопись. Для обивки мебели из ценных пород дерева использовали шелковые ткани с золотыми нитями. Появляется раздвижная мебель, склад­ная кровать, походное бюро, спальню часто оформляли, как военный шатер.
В начале XIX зарождавшийся класс буржуазии обзавел­ся собственным стилем — Бидермайер, хотя свое назва­ние этот стиль обрел значительно позже, почти полвека спу­стя. В названии кроется определенная доля иронии, ведь в дословном переводе он звучит как «бравый господин Майер». Возник этот стиль снизу, сначала утвердившись в до­мах и квартирах обывателя, а уж потом занял соответствую­щее место в истории. Особенности данного стиля — про­стота, практичность, дешевизна, целесообразность. Все для удобства хозяев, скромно и без излишеств, хотя и не без некоторого кокетства. Мебель из недорогих, светлых пород дерева — вишни, груши, березы, клена, липы с мягкими очер­таниями. Обивка в полоску или мелкий цветочек из ситца или репса. При обработке дерева стремились выявить его естественную красоту. На стенах панорамные обои, посуду украшали сельские пейзажи. Поражает изобилие столов различного предназначения: обеденные, игральные, читаль­ные, карточные, цветочные, письменные отдельно для хо­зяина и хозяйки. Вошли в моду небольшие клавесины — спинеты.
Начало двадцатого века с его предощущением будущих катастроф двух мировых войн ознаменовалось появлением стиля Модерн (от лат. modemus — новый). В разных странах он имеет различные названия: в Австрии — Сецессион, в Германии — Югендстиль, во Франции — Ар Нуво, в Рос­сии — Модерн, в Англии и Италии — Либерти, по имени тор­говца мебелью. Это был последний «большой» стиль. Да­лее стили стали меняться с калейдоскопической быстротой, появляясь, исчезая и возрождаясь на очень короткое вре­мя. Некоторые стилистические черты модерна появились уже во второй половине XIX века в Англии. Уильям Моррис организовал фирму Моррис, Маршалл и Фолкнер, которая занималась продажей предметов интерьера. Особенности стиля — стремление к удобству, комфорту, но в то же время и утонченность, изысканность, использованием современ­ных материалов. В конструировании мебели сразу прояви­лись два направления.
Первое, более раннее — летящие, устремленные вверх линии символизировали идеи пробуждения, свободы, обнов­ления, мебель отличается прихотливыми изогнутыми лини­ями, близкими к растительным мотивам, превалирует эсте­тическая составляющая. Лозунг этого направления: «назад к природе». В декоративно-прикладном искусстве, живопи­си, декоре интерьера преобладает изогнутая линия, напо­минающая петлеобразно поникший стебель цикламена. Эта линия получила специальное название — «удар бича». Ди­зайнеров вдохновляли и форма морской раковины и изгиб лебединой шеи, и таинственная графичность японских иерог­лифов. Мебель украшали золотой росписью по черному фону, вставками цветной древесины, слоновой костью, ра­ковинами, полудрагоценными камнями.
Второе направление более технократическое, с упро­щенными формами, применением таких материалов, как металл, стекло, предпочтение отдается утилитарному назна­чению предметов интерьера. Модерн стремится унифици­ровать стиль всего: от здания до салфетки. Но в любом слу­чае используются качественные и дорогие материалы. Кон­туры мебели мягкие, гибкие, она практически лишена пря­мых углов. Ткани, используемые для обивки, картины, форма светильников — всюду используются растительные мо­тивы, которые имели и символическое значение. Подсол­нечник олицетворял сияние солнца, жажду жизни; колоколь­чик— желание; орхидеи, лилии, кувшинки — увядание, пе­чаль, смерть. Михаил Врубель ввел в Строгановском учили­ще специальный курс «стилизация цветов», студенты долж­ны были научиться воплощать особенности живых цветов — ирисов, орхидей, шиповника, пионов в искусственных орнаментах. Первой разновидностью этого стиля было на­правление Ар-Нуво, отличающееся прямолинейными геомет­рическими линиями. Его основателем был шотландец Чарльз Рени Макинтош.
Один из стилей долгожителей, время от времени выхо­дящий на первый план, в том числе и в настоящее время — Эклектика, в котором проявились черты многих предыдущих стилей. Более или менее удачно трансформированные идеи воплощались в неоготике, неорококо, неоренессансе. Иног­да черты разных стилей смешивались в совершенно нево­образимых сочетаниях. Особенно неудачным оказался «древнегерманский стиль» — напыщенный, тяжеловесный с плотными плюшевыми шторами, огромными громоздкими вещами, обильно украшенными резьбой. Остроумные жур­налисты язвительно назвали его «клоповым Ренессансом».
Несомненно, наибольшее разнообразие стилей харак­терно для прошедшего XX века. Многие из них основаны на творчески модифицированных идеях прежних лет, другие обязаны своим появлением развитию новых технологий, воз­никновению современных материалов
В первой трети XX века появился стиль Ар-Деко — Но­вые времена. Название стиля связано с Международной вы­ставкой декоративного искусства, проходившей в Париже. В полной мере идеи этого стиля воплощены в интерьерах отеля Ритц. Геометрическая точность летящих линий, со­временные материалы: стальные трубы, зеркальное стек­ло, бетон, клееная фанера в сочетании с полудрагоценны­ми камнями и инкрустацией ценными породами дерева — отличительные черты этого стиля. Между двумя войнами Европа хотела спрятать свой страх в «натуральный шик». В это период появился Конст­руктивизм с его лозунгом — «без излишеств». Четкие, сухие линии, металл, комбинированная мебель, обилие светиль­ников — особенности этого стиля.
Идеи Ар-Деко и Конструктивизма явно просматривают­ся в таких современных разновидностях, как «техно», «ин­дустриальный», «хай-тек», «домотика» (электротек). Наибо­лее известен стиль «хай-тек» (от англ. high-tech — сокра­щенное высокие технологии). Начало ему положили в пос­ледней четверти XX века архитекторы Ренцо Пионо и Ри­чард Роджерс, применившие в конструкциях Культурного Центра им. Ж.Помпиду в Париже новые принципы. Ничего лишнего, никаких деталей и излишеств. Нарочито подчерк­нутый «техницизм». Хромированный металл, стекло, элект­роника, безукоризненно выверенные пропорции говорят сами за себя. Доведенное до абсурда это направление воплотилось в «домотике», отдающем предпочтение электронике, встро­енной куда надо и куда не надо, вплоть до унитаза.
«Индустриальный» стиль более пригоден для офисов или рабочих кабинетов продвинутых русских «яппи» — ме­бель (столы, стулья, тележки для бумаг) из хромированной или нержавеющей стали с отсвечивающими поверхностями из толстого тонированного стекла. Конструирование мебе­ли в стиле «техно» предполагает использование перфора­ций (отверстий), напоминающих панель кондиционера. От­верстия и прорези в мебели могут быть квадратными, круг­лыми. Они образуют геометрические узоры или этнические орнаменты. Не менее популярны в «техно» и небольшие вздутия — «пупырышки», выстроенные правильными ряда­ми. В эту же группу можно отнести и «функционализм»: ме­бель из современных материалов, строгой геометрической формы, максимально приспособленная к пропорциям чело­веческого тела. При конструировании такой мебели исполь­зуются специальные компьютерные программы. Целый ряд направлений, периодически возникающих в искусстве интерьера можно объединить по принципу мини­мализма. Это «пуризм», собственно «минимализм», «гранж или грейндж». Лозунг этих направлений — свет, воздух, сво­бода. Цель достигается при минимуме средств, правда иног­да достаточно дорогостоящих, например, в «доме-машине» для жилья, созданном знаменитым архитектором Ле Кор­бюзье мебель легко трансформируется как в детском конст­рукторе Лего. Девиз «минималистов» — законченность. Мак­симум свободного пространства, все лишнее убрать, спря­тать, замаскировать, цветовое решение — легкие пастель­ные тона, почти монохроматическая гамма. Самые после­дние Новации в этом направлении — стили «артповери» и контемпорари (contemporary). Несмотря на то, что дослов­но артповери переводится с итальянского, как искусство бед­ных, это совершенно не соответствует его сущности. Про­стота, лаконичность, утилитарность соседствуют с дороги­ми материалами и многофункциональной, легко трансфор­мирующейся мебелью, созданной на основе высоких техно­логий. Стиль «гранж» — своеобразный мостик между тех­ногенным и этническим направлением. Мебель из подчерк­нуто натурального материала — деревянная или плетеная из ротанговых пальм, необработанные кирпичные стены, кованые детали и в то же время металлические прихотливо изогнутые спинки стульев и кровати. Цветовая палитра спо­койная: от белой и кремовой до оливковой.
Большинство современных стилей можно объединить в понятие контемпорари (contemporary — соответствующий времени). Для них характеры демократичность, удобство, простота конструкций, мебель легко вписывается в любую квартиру.
Один из наиболее популярных в настоящее время сти­лей — этностиль. В энциклопедии он определяется как со­вокупность предметов декора, мебели, материалов, цвето­вой гаммы, характерной для той или иной страны. При этом совершенно очевидно, что экзотическим для европейца будет южно-американский или японский стиль, а жителям Африки таковым покажется английский колониальный или северный скандинавский. Несмотря на то, что понятие этностиль чаще ассоциируется с экзотическими восточными, африканскими или южно-американскими мотивами, не ме­нее заманчива и задача создания европейских или амери­канских интерьеров.
Условно все разновидности этностиля можно разделить на две группы. К первой относятся экзотические восточные, африканские и южно-американские интерьеры.
Японский отличается строгостью, аскетизмом, мини­мальным количеством предметов обстановки, легкой транс­формацией жилища с помощью раздвижных перегородок. Цвета естественные: синий — неба, зеленый — листвы, от­тенки белого, бежевого, кремового, шелковые и хлопчато­бумажные ткани.
Аромат Китая помогут создать соответствующие аксес­суары: лакированные шкатулки, фарфоровые вазы, распис­ные складные ширмы. Последний «писк» моды — интерьер с учетом принципов фэн-шуй.
Для индийского стиля характерно преобладание ярких тонов: малинового, бирюзового, оранжевого, некоторой гру­боватости тканей, даже шелковых, изготовленных вручную, несколько тяжеловесной мебели.
Один из наиболее экзотических этностилей — африкан­ский. Кованая металлическая, деревянная или плетеная из стволов пальм-ротангов мебель хорошо гармонирует с бле­стящими хлопчатобумажными или вискозными тканями, ук­рашенными фруктовым орнаментом, яркие ковры на полу, деревянные блюда, знаменитые маски дополняют интерьер.
В южно-американском стиле преобладает тяжелая, гру­боватая деревянная мебель, пестрые домотканые коврики и дорожки оттеняют темный колорит стен, а терракотовая керамика придает законченность интерьеру.
Вторая группа — этностили европейских стран.
Для английского или колониального характерна удобная, элегантная, хотя и несколько громоздкая полирован­ная или кожаная мебель, кабинет отделывают дубовыми или ореховыми панелями, ткани предпочтительнее в продоль­ную полоску, цветовая гамма светлая, спокойная. Аксессуа­ры— фаянсовая посуда, старинные подсвечники, книги, фар­форовые вазы.
Легкомысленный французский тем не менее предусмат­ривает сочетание практичности, удобства с изяществом, в последнее время очень моден прием style decor— искусст­венное старение вещей. «Французские» окна до пола и не­большие балкончики создадут иллюзию парижского дома.
Средиземноморский отличает жизнерадостность, яркие краски, полы, выложенные плиткой или мрамором, мебель кованая металлическая или деревянная, с некоторым нале­том небрежности. Основные цвета — синий, терракотовый, зеленый. Из предметов декора особое внимание уделяется керамике.
Скандинавский, пожалуй, самый «домашний» стиль, для него характерны естественность, простота, уют. Светлые не­крашеные стены и полы, на мебели чехлы из льняных тка­ней, основной рисунок на занавесах и скатертях — клетка или полоска.
Достаточно близок к скандинавскому и немецкий, кото­рому свойственны особая немецкая педантичность, надеж­ная удобная мебель, спокойное продуманное колористичес­кое решение. Из аксессуаров глиняная — посуда, множество цветов, нарядные занавески на кухне завершат впечатление.
Несколько особняком стоит «индустриальный кантри», в котором парадоксально сочетаются старинные вещи с со­временными или старая потертая кожа с блестящими ме­таллическими или стеклянными поверхностями.
Иногда дизайнеры используют шокирующий стиль кич (Kitch), нарочито подбирая не сочетающиеся вещи, безвкус­ные поделки, предметы массового производства. В настоящее время дизайнеры все чаще обращаются к вечным ценностям, к недостижимому идеалу классицизма. Благородство, строгость и продуманность форм, ясность ли­ний — вот черты неоклассицизма.
Стиль интерьера легко подчеркнуть, заострить, предста­вить в более эффектном виде, используя подходящие рас­тения, но не менее легко и разрушить целостность восприя­тия неудачно подобранными видами. Автор не страдает манией величия и не претендует на истину в последней ин­станции, изложенные далее рекомендации, следует рассмат­ривать не как догму, а как руководство к действию.
Основательный, несколько тяжеловатый романский стиль украсят платицериум, кордилина верхушечная сорт Rededge с пурпурными листьями, агапантус африканский, нежные голубые цветы которого собраны в довольно круп­ные головчатые соцветия, древовидный папоротник диксония, агавы и драцена деремская wameski с пестрыми лис­тьями, фикус эластика var. robusta, гемантус Катарины.
Стремящиеся ввысь, геометрически выверенные линии готики требуют таких же форм кроны, цветков и соцветий интерьерных растений. Строгие конические кроны кипари-совика, туи и кипариса, напоминающие стрельчатые башен­ки, цветки гетеи и гибискуса рассеченнолепестного, каллис-темон с соцветиями — «ершиками», аспарагус Мейера — наиболее подходящие виды. Зубчатые края листьев дизиго-теки и прихотливо рассеченные листья полисциаса метель­чатого или папоротниколистного напоминают каменные узо­ры шпилей и башен.
Легкому свободному стилю Ренессанса соответствуют алоказия свинцово-черная, верхняя сторона треугольно-уд­линенных листьев которой окрашена в оливково-зеленый, а нижняя — в серебристо-пурпурный цвет, и антуриум Андре, сорт Ига-Гольд, узкие блестящие листья, в молодом возрас­те имеют необычный светло-шоколадный цвет, покрывало глянцево-красное, с волнистым краем. В качестве фонового растения используйте каладиум двуцветный сорт Irish Lace,
­тиквариатом. Иногда это стремление выразить несогласие с «причесанными», вылощенными, математически рассчи­танными интерьерами его изящные удлиненные листья отличаются кружевным кра­ем. Стеносперматион, благодаря мощным черешкам напо­минает классическую вазу с развернутой воронкой листьев. Филодендрон золотисто-черный с крупными (до 80 см дли­ной) бронзовыми или фиолетово-зелеными листьями, укра­шенными светлыми жилками и тонкой каймой того же цвета закономерно претендует на роль солитера. Для настольных композиций хороша хирита китайская с сетью серебристо-белых жилок на блестящих зеленых листьях.
На подставке с круглой бело-коричневой столешницей разместите два белых горшка с карликовыми бананами, яр­кие светло-зеленые листья которых оттените двумя стеклян­ными вазами соответствующего тона и темно-зелеными бле­стящими побегами замиокулькаса, стоящего немного сзади. На переднем плане несколько экземпляров криптантуса и средних размеров хлорофитум (f. variegata), дочерние ро­зетки которого, изящно ниспадая с подставки, завершат ком­позициюКапризному, изощренному маньеризму подойдет груп­па из двух видов аглаонемы сорта Silver Queen и Silver King, у первого — изысканный узор из мелких темно-зеленых пятен рассыпан по серебристо-зеленой пластинке, а у второго — более широкие листья с продольными зеле­ными полосами на серебристом фоне. Не менее эффектно будут смотреться зантедесхии с двойными покрывалами, необычные яркие цветы клиантуса, сингониумы сортолинии Баттерфляй, антуриум Андре сорт Порцелан, бело-розовое покрывало которого изумительно оттеняет бледно-лиловый початок соцветия. Филодендроны Селло и надрезанный от­личаются прихотливой формой листовой пластинки, а у пеперомии сморщенной поразителен контраст между розовы­ми, почти белыми или темно-зелеными «плисированными» листьями и светлым колосовидным соцветием на длинном цветоносе. Привлекут внимание и плоские веерообразные серо-опушенные листья котиледона волнистого. Для гости­ной в бело-розовых тонах можно рекомендовать компози­цию из алоказии Сандера, темные листья которой оттеняют­ся сиренево-розовой окраской кашпо и подчеркнуты серыми плотными побегами седума Зибольда, высаженного в черно-синие емкости. Ее лучше разместить на специальной подстав­ке.
Причудливо изогнутые линии Барокко и Рококо подчер­кнут такие виды как азалия, алламанда, лапагерия, мединилла, цеструм, циссус двуцветный var. mollis, верхняя сто­рона листа которого бархатисто зеленая с белыми жилка­ми, нижняя — ярко-красная, рой оттенят «золотые» брызги листьев драцены. Украсит композицию облако воздушных побегов аспарагуса, с вер­тикальным ростом.
На столе или подставке темной полировки изящно выг­лядят кашпо с цветущим стрептокарпусом, азалией или синнинигией (глоксинией), на переднем плане поставьте не­сколько небольших низких ваз с хельксине. Дополнят ком­позицию фарфоровые фигурки.
К классическому интерьеру подойдут декоративные ра­стения с элегантно расписанными листьями, лучше различ­ных оттенков зеленого или скромные, но эффектные разно­видности variegate с белыми, кремовыми или розовыми по­лосами, пятнами, каймой. Аспидистра, куркулиго, фикусы Бенджамина, каучуконосный и лировидный, монстера дели­катесная, плющ обыкновенный с. Glory de Marengo, блехнум и нефролепис, хамедорея, антуриум Шерцера и спати-филлум, из цветущих — клеродендрум г-жи Томсон, кливия, кринум, питтоспорум, эухарис, гардения, стефанотис, спрекелия, орхидеи — наиболее «классические» виды.
При создании композиций для классического стиля, осо­бенно из цветущих растений, лучше использовать принцип монохромности. Например, композиция в белых тонах вклю­чает спатифиллум, гардению, стефанотис, как фоновое — сформированный мирт, сенполии сорта Жемчуг, Irisch Flirt или Spring Dancer. Композицию в голубых тонах можно со­ставить из бровалии прекрасной или брунфельзии одноцветковой, у которой окраска цветка постепенно изменяется от светло-лилового до белого; их оттенят нежные мелкие цвет­каэкзакума родственного, фон составят изящные листочки плюща обыкновенного с. Crispi и ниспадающие кружевные побеги аспарагуса оттопыренного или щетинковидного
Торжественный, официозный ампир сочетается с паль­мами, карлюдовикой, гинкго, саговником. Верхняя сторона листьев алоказии капельной var. imperialis, расписанная по черно-зеленому фону размытыми белыми пятнами, подчер­кнута пурпурной нижней. Еще более эффектна и торжественбегония королевская, сорта Yuletide с красно-коричневыми и Her Magesty — с шоколадно-кофейными листьями. Как фоновое растение и для вер­тикального озеленения можно использовать роициссус с. Элен Данкен с темно-зелеными блестящими трижды рассе­ченными листьями.
Изящная подставка на витой ножке отлично подойдет для композиции из драцены Годзефа и высаженной в широ­кое кашпо микании, темно-зелено-фиолетовые листья котона алоказия медно-красная, верхняя сторона листовой пла­стинки окрашена в красные тона, с более темными жилка­ми, нижняя — темно-пурпурная с лиловым оттенком. Стро­гие зеленые и белые тисненые покрывала соцветий антури­ума Андре, темно-зеленые с металлическим блеском лис­тья антуриума Вича, бархатистые «стеганые» с белыми по­лосками листья бертолонии мраморной как нельзя лучше подходят к «имперскому» стилю. Из цветущих растений мож­но использовать гиппеаструм и дурман белоснежный.
Очень эффектно выглядит композиция из филодендро­на Варшевича и эсхинантуса прекрасного. Филодендрон ис­пользуйте как фоновое растение, с его крупными глубоко перисто-раздельными или перисто-рассеченными серо—зе­леными листьями. Рядом с ним разместите хорошо сфор­мированный куст эсхинантуса прекрасного, который укрась­те лентами золотистой органзы и золотыми бубенчиками. Серый цвет кашпо и прикрепленный на нем красно-золотой бант завершат композицию.
Для скромной настольной композиции подберите неглу­бокое блюдо прямоугольной формы, в котором плотно раз­местите низкие горшочки с гипоэстесом, дополните компо­зицию ассимметрично расположенными бледно-зелеными с розовым стеклянными вазами (это наиболее выгодный вариант).
Основательный практичный бидермайер можно подчер­кнуть растениями с воздушной легкой ажурной кроной, лис­тьями насыщенного зеленого тона и пышными яркими цвет­ками. Это такие виды, как примула, калина лавролистная (Тинуса), колеус, гибискус, пеларгония, сенполия, фуксии, спармания, абутилон, импатиенс (бальзамин), цикламен, кальцеолярия, цинерария (крестовник) кровавый, олеандр. Поставьте в плетеную корзину маранту трехцветную и сред­них размеров шеффлеру. В подвесной корзине зеленого или красного цвета прекрасно смотрится композиция из аспара­гуса оттопыренного или спаржевидного, спатифиллума на втором плане и компактных кустиков пеларгонии зональной, как акцентного растения. Для интерьера в стиле модерн подойдут расписанные бело-серебристым узором аглаонемы и дифенбахии, изыс­канные цветки пассфилоры и глориозы, напоминающие ста­рый граммофон кувшинчики аристолохии., изогнутые стеб­ли фикуса самшитолистного, необычно подстриженные эк­земпляры кипарисовика Элвуда, изящно поникающие моло­дые побеги кипариса кашмирского, листья кодиеума распис­ного var. crispum spirale, завернутые спиралью листья бего­нии Escargo. Из красиво цветущих растений можно рекомен­довать эрантемум Уатта, цветки которого, розовые при рас­пускании, приобретают затем темно-фиолетовую окраску; спатифиллум обильноцветущий сорт Shopen: белоснежное с изысканно волнистыми краями покрывало изумительно ук­рашено тонкими темно-зелеными полосами или аризему бахромчатую, дугообразно поникающий початок соцветия ко­торой в верхней части украшен чешуями пурпурного цвета, оттеняющими тускло-красное с белым сетчатым рисунком покрывало. Ворончатые со свисающими белыми нитями цветки гименокалиса, поникающие цветки бильбергии, листья ариземы единокровной с тонкой удлиненной ниспадающей верхушкой идеально соответствует идее «удара бича». Петрокосмея Дюкло привлечет внимание плотной спи­ралью интенсивно-зеленых листьев, а эсхинантус конический — слегка скрученными «курчавыми» листовыми пластинками.
Для композиции используйте подставку на трех изогну­тых ножках и конической формой кашпо. В него поместите два-три экземпляра красиво-цветущих бромелиевых, напри­мер, вриезии, как фоновое растение — небольшой экземп­ляр любой вееролистной пальмы, по краю кашпо высадите или просто положите тилляндсию моховидную.
Лимонно-желтые покрывала зантедесхий эффектно бу­дут смотреться рядом с нежной листвой жаккаранды в об­рамлении «пурпурного дождя» — родохитона.
К современному технологичному хай-теку, домотику, тех­но подойдут строгая юкка слоновая и розетками листьев на вертикальном толстом стволе, неожиданная ятрофа с ярко-красными прицветными листьями, графичный силуэт моло­чая Тирукалли, «бутылочный» ствол брахихитона с редки­ми трехлопастными листьями, тилляндсия «голова медузы», рипсалис странный, элегантный замиокулькас замиелистный, компактная акация вооруженная, эффектная араука­рия Бидвилла с кожистыми остроконечными листьями-хвоинками.
Зантедесхия черно-белая привлекает внимание пестры­ми зелеными с белыми пятнами листьями и черным пятном в основании покрывала, а зантедесхия Элиота с. Шварцвальдер бордово-коричневым бокальчатой формы покрывалом.
Эффектно выглядит композиция в напольном овальном кашпо из Ариземы единокровной, нескольких экземпляров вриезии и традесканции или альтернантеры. Почвопокровные растения можно заменить декоративными стеклянными ша­риками или замульчировать грунт корой сосны.
На подставке разместите несколько высоких узких каш­по со свисающими побегами очитка Моргана и тилляндсии моховидной. Для контраста используйте молочай тучный или ребуцию. Не менее эффектно будет выглядеть в серебристо-сером строгой геометрической формы кашпо раски­дистая калатея узколистная.
Наибольший простор для фантазии конечно представ­ляет этностиль со множеством разновидностей.
К восточному стилю подойдут офиопогон, комнатный бамбук, рапис высокий, камелия японская, гинкго двулопастный, сингониум ушколистный, осока Морроу, циперус, аукуба, нерине.
Духу Скандинавии отвечают спармания, бегония сизо-листная, экзакум, стрептокарпус, кодонанта.
О солнечном Средиземноморье напомнят аспарагусы, фатсхедера Лице, ховея Фостера, бугенвиллея, стриженные кустики мирта, розмарин лекарственный.
Легкомысленная ироничная законодательница мод Франция ассоциируется с бегонией элатиор, дипладенией, цикламеном, куфеей иссополистной, белопероне лиловой, гранатом.
Для холодноватого и чопорного английского этностиля используйте гортензии, пеларгонии, фикус кувшинколистный, абелию пышноцветущую, ардизию городчатую и мурайю метельчатую, хризолидокарпус
 

 

Источник: Справочная информация

 

Все статьи раздела "Комнатные растения" ...