Комнатные растения

Цветочные композиции

Пожалуй, самый распространенный прием озеленения — композиции. Это более или менее многочисленная (от 4 до 15 экземпляров) группа растений. Она может существо­вать как отдельный элемент декора или вписываться в зим­ний сад, флорариум, вертикальное озеленение. Преимуще­ством групповых композиций является возможность быст­рой и частой смены видов, если это необходимо. В компози­ции, состоящей из видов с одинаковыми потребностями в условиях культивирования (субстрат, концентрация элемен­тов питания, полив и т.д.) облегчен уход за растениями, в пределах композиции создается благоприятный микрокли­мат, особенно для выходцев из влажных тропических ле­сов. Однако есть и ряд недостатков: труднее обеспечить оптимальное освещение, возможно быстрое распростране­ние вредителей и болезней.
При создании композиций растения можно высаживать в общую емкость или в отдельные горшки, которые затем устанавливают в цветочницы или контейнеры Пространство между горшками заполняют мхом, галь­кой, гравием. «Индивидуальные» емкости предпочтительнее, так как в случае необходимости растение легко заменить, не повреждая соседние; каждому виду или сорту предоста­вить необходимый субстрат, условия питания и полив.
В то же время при высадке в контейнер или цветочницу растения можно разместить более плотно, избежать «пус­тот», создать более целостную картину.
При составлении композиций
соблюдают определенные правила:
·          подбирают сходные по требованиям растения:
·          не перегружают композицию разнообразием видов;
·          выбирают оптимальные размеры в соответствии с особенностями помещения, в том числе и интерьера;
·          в многоярусных композициях на заднем плане рас­полагают растения с более крупными и темными листьями, при их отсутствии можно использовать растения средней вы­соты, разместив их на подставках.
В зависимости от критерия различают
несколько типов композиций:
По характеру расположения растений:
·          без явно выраженного центра;
·          симметричные, с центром, роль которого выполня­ет акцентное растение;
·          асимметричные, центр смещается ближе к краю композиции.
По степени подвижности емкостей:
·          передвижные рас­тения размещают в контей­нерах на колесиках.
·          стационарные в по­стоянных цветочницах.
 
По функциональному использованию:
·          стандартные;
·          профессиональные (дизайнерские);
  • ландшафтные; например, для создания ландшаф­та субтропиков Америки
 
Н.Капранова рекомендует такие виды, как акка Селло, якобиния Поля, лантана камара, брунфельзия чашевидная, хамедорея высокая, бугенвиллея го­лая, пассифлора голубая, микания сельдереелистная, зебрина висячая, гипоцирта голая, бильбергия поникающая, зе-фирантес белый, рео пестрое, кливия оранжевая, птерис длиннолистный, традесканция белоцветковая.
Для композиции влажных тропиков подойдут монстера привлекательная, филодендрон краснеющий и лазающий, алламанда слабительная, эхмея Вайльбаха, вриезия килеватая, рипсалис волосовидный, колумнея кьюсская и слав­ная, эписция медная, антуриум Андре и хрустальный, диффенбахия пятнистая, спатифиллум Уоллеса, дихоризандра королевская, эухарис крупноцветковый, фиттония Вершаф-фельта, псевдоэрантемум темно-пурпурный, белопероне капельная, калатея Макоя и полосатая, маранта беложильчатая, адиантум клиновидный, гофмания отражающая, бегония кроваво-красная и манжетная. Дополнительные эле­менты — куски коры, коряги и сучья для эпифитов.
Пустынный ландшафт Африки, по мнению Н. Капрано­вой, требует таких видов, как алоэ древовидное и реснитча­тое, толстянка древовидная, молочай крупнорогий, агапантус зонтичный, юкка славная, церопегия Вуда, оскулярия дельтовидная, гемантус Катарины и белоцветковый, хавортия извилистая, гастерия бородавчатая, каланхоэ бехарское, крестовник укореняющийся, фаукария тигровая. Допол­нительный декор создают кусочки туфа, песок, галька, рас­тения высаживают достаточно редко.
В зимнем саду восточного (Китай, Япония) стиля будут уместны азалия, аукуба, бересклет японский, бирючина бле­стящая и японская, гардения жасминовидная, головчатый тисе Форчуна и костянковый, камелия японская, кипарисо вик горохоплодный, криптомерия, ливистона китайская, ка­лина морщинистолистная, нандина домашняя, питтоспорум Тобира, рафиолепис зонтичный, ногоплодник (подокарпус) крупнолистный, жимолость японская, кадзура, лигодиум япон­ский, трахелоспермум жасминовидный, фатсхедера, камне­ломка плетеносная, хлорантус незаметный, пахизандра вер­хушечная, офиопогон японский, евгения миртолистная.
Для прибрежного ландшафта у бассейна используйте ципперус, адиантум, монстеру привлекательную, сингониум ножколистный, водяной салат, нимфею и кубышку, акалифу Уилкса,
- коллекционные композиции составляются из одно­го вида растений, наиболее популярны коллекции сенполии (узумбарской фиалки), эписции, кактусов. Достаточно эффек­тно выглядят коллекции папоротников: нефролепис высо­кий, адиантум венерин волос, птерис критский, вудвартия укореняющаяся, платицериум, блехнум, асплениум.
 Интерьерные.
По масштабу:
- крупные — как пра­вило, в стационарных цветоч­ницах, в них характерно со­вмещение различных при­емов, в том числе вертикаль­ного озеленения и использо­вания ампельных растений;
- напольные растения размещают в контейнерах, на стойках, подиумах, в крупных горшках или кадках. В боль­ших помещениях эффектно выглядят трехъярусные ле­сенки овальной или угловой формы, позволяющие освоить один из видов напольной композиции — газоны, в низ­ких контейнерах или стационарных цветочницах, создающие фон для таких элементов декора, как фонтаны, скульптуры, солитеры, группы из 3-5 экземпляров красивоцветущих или декоративно-лиственных видов. Длинные узкие газоны по­зволят зрительно увеличить размеры помещения.
Настольные растения расположены на подставках, низких колоннах, жардиньерках, консолях. В конической пле­теной корзине отлично смотрятся ниспадающие побеги апорокактуса плетевидного и компактные кустики видов с ярки­ми цветками: примулы, иксоры, сенполии, хризантемы мел­коцветковой, молодых экземпляров клеродендрума г-жи Томсон. Установив опору из плете­ной ленты в форме спирали для плюща или фикуса самшитолистного, высадите рядом розетку хлорофитума, ахименеса длинноцветкового с. Alba с крупными белыми или Marginata с темно-розовыми цветками, ахименеса гибридного сорта Little Beauty с розово-красными или Viola с крупными фиолетовыми цветка­ми, вы получите изысканную композицию.
Чтобы цветки ахименеса были заметны, композицию луч­ше разместить на подставке или на стойке. Оригинально выгля­дят «подушечки» из солейролии или фикуса крохотного, выса­женных в низкие прямоугольные вазы вместе с розетками криптантуса. Вместо криптантуса можно использовать небольшие экземпляры маранты, аглаонемы, фиттонии. Широкое прямоугольное блюдо можно разделить на квадраты, в которые в шахматном порядке высадить маранту, фиттонию, переперомию, пилею или гипоэстес, чередуя их с ярко окрашенны­ми небольшими свечами. Для праздничной ком­позиции используйте кашпо, в которое высадите церопегию или крестовник гвозделистный в сочетании с очитком Мор­гана, эсхинантус прекрасный или колумнея  Шида с прямос­тоячими побегами, усыпанными яркими цветами, создаст нужное настроение. Используя проволоку, сделайте опору в виде раскрывающейся розетки и пропустите в ячейки побе­ги крестовника Роули с круглыми зелеными шариками лис­тьев, ниспадающие вниз, они создают впечатление зелено­го фонтана. К Новому году такой «фонтан» можно украсить мишурой или несколькими блестящими игрушками.
При размещении растений в контейнерах можно соче­тать горизонталь и вертикаль, прикрепив к стенке контейне­ра фигурные решетки или трельяжи.
М. Евзекова предлагает в зависимости от структуры и объемно-пространственной характеристики разделить лан­дшафтные и интерьерные композиции на 4 группы.
Объемная композиция
Подходит для больших помещений, холлов, фойе теат­ров, банковских операционных залов и т. д. При создании композиции используют крупные растения, создают водо­емы, фонтаны, скульптуры. Чаще всего это ландшафтные композиции: «тропический лес», «болото», «японский сад».
При оформлении объемных композиций применяют та­кие вспомогательные материалы, как кусочки туфа, ориги­нальной окраски и формы камни, коряги, спилы деревьев, разноцветную гальку и гравий.
Композиция для фронтального
осмотра
Напоминает миксбордер открытого грунта. На заднем плане расположены эрантемум Уатта (80-90 см), гревиллея мощная (до 1,5 м), дизиготека изящнейшая (до 80 см). Сред­ний план образуют кротон сорт Aucubifoiium и плющ обыкновенный на опоре. На переднем плане высаживают фикус ползучий, традесканцию и эпипремнум золотистый.
Рельефная композиция
В рельефных композициях предполагается использова­ние более низкорослых растений, стволов деревьев, камня, малых архитектурных форм, небольших фонтанов.
Примеры:
·          фикус мелколистный, фатсия, аглаонема, плющ канарский, низкорослые сорта антуриума Гукера;
·          бамбук, смолосемянник, тисе, нефролепис, хризан­тема мелкоцветковая.
Плоско-орнаментальная композиция
Обычно устраивается в низких стационарных цветочни­цах, несколько выше уровня пола. Почвопокровные расте­ния образуют фон, на котором выделяются яркие цветовые пятна декоративно-лиственных или красиво цветущих видов. Например: крестовник ползучий создает фон для розеток ага­вы, а цианотие для бромелиевых. Возможно и другое реше­ние: между не слишком высокими растениями оставляют лу­жайки, на газоне которых высаживают группу из эффектных видов. Например: туи и различные виды бегонии сочетаются с группами из офиопогона, низкорослой кордилины верхушеч­ной сорт Red Madam и эпипремнума золотистого, или пилеи и эухариса. Если такая композиция расположена рядом с ко­лонной, последнюю можно декорировать циссусом антаркти­ческим или плющом обыкновенным с. Glory de Marengo.
Вертикальная композиция
Может использоваться в любом помещении, независи­мо от функционального назначения и размеров. Романти­ческий уголок старого парка можно создать при минимуме затрат. Четыре вертикальных стойки скрепляют поперечны­ми связками, на которых располагают стеклянные полочки. Стойки декорируют плющом, образующим «окошки», в кото­рых на полочки устанавливают небольшие растения. Осо­бенно эффектно выглядит такая композиция с подсветкой.
Емкости для композиций
Передвижные контейнеры могут быть сделаны из плас­тика, дерева, керамики, сплетены из лозы, обвиты сверху плотно уложенной декоративной веревкой. Особенно мно­гообразны варианты контейнеров из металла: с чеканкой, кованные, с серебряным или золотым напылением, лакиро­ванные. Естественно, в такие контейнеры растения поме­щают отдельных емкостях, так же обязательна внутренняя изоляция от стока поливной воды. В зимнем саду можно ис­пользовать торфяные проволочные стенки.
Стационарные цветочницы могут быть напольными, уг­лубленными или вмонтированными в специальные стенные ниши, которые планируются при постройке здания. Распо­лагаться цветочницы могут в центре помещения или около стен, лестниц, колонн. Для углубленных цветочниц должна быть создана надежная система гидроизоляции. Формы цветочниц многообразны. Сложные цветочницы составляются из нескольких простых, отличающихся по фор­ме и высоте или одинаковых.
Зимние сады
Самый сложный вариант озеленения — зимний сад. В научной литературе его определяют как «специально от­веденное под озеленение помещение, в котором на ограни­ченной площади размещаются растения с элементами ма­лой архитектуры и, по возможности, с использованием воды и камня». Впрочем, понятие это достаточно ограниченное и неопределенное, зимний сад можно устроить в лоджии или пристроить к дому сколь угодно большое помещение.
Зимние сады не изобретение XIX и даже XYIII века. Бо­лее двух тысяч лет назад в Греции и Римской империи уст­раивались внутренние сады- перистили и атриумы, а рим­ляне строили и настоящие теплицы. Знаменитый своими кап­ризами император Калигула велел построить корабль, на котором были посажены деревья, кустарники и травянистые растения. Верховые сады московских царей были настоль­ко оригинальны, что современные дизайнеры загорелись же­ланием их восстановить.
В Европе настоящие оранжереи появились в XYII века, а позднее аристократы и буржуа почитали долгом иметь в доме или усадьбе зимний сад. Во второй половине XIX века в Англии появились консерватории — так называли свето­вые конструкции из стекла для выращивания растений. Са­мое знаменитое сооружение подобного рода — оранжерея королевы Виктории, сконструированная архитектором и лан­дшафтным дизайнером Джозефом Пакстоном. Именно он впервые стал использовать для построения оранжерей и зимних садов стекло и металл. Один из наиболее извест­ных зимних садов, который создавался одновременно с постройкой дома — сад Вальтера Гропиуса (1910 г).
Для русских помещиков экзотические фрукты — анана­сы и апельсины, прекрасные орхидеи и роскошные пальмы были не в диковинку. А первые зимние сады в России воз­никли во времена царствования Михаила Романова. По назначению зимние сады могут быть декоративны­ми, тематическими (сад цветущих растений, суккулентов, или лекарственных растений), ландшафтными (сад — тропичес­кий лес, японский садик, кусочек горного леса и т.д.), специ­ального назначения (выставочный, школьный, рекреацион­ный в больнице, библиотеке, административном здании), экспозиционно — прогулочным, спортивно-оздоровительным, наконец, это может быть водоем-сад.
Очень важную нагрузку несут сады в офисах. Прежде всего, это вопрос престижа, с другой стороны — прекрасное средство психологической разгрузки, а уж если в нем отве­дено место для тренажеров, то производительность труда сотрудников повышается до невообразимых пределов.
Функционально зимний сад предназначен не только для того, чтобы создавать эстетическое впечатление, он может быть вполне утилитарным, если в нем растут пищевые и ле­карственные растения.
Если принимать во внимание степень «обустроеннос­ти» зимнего сада, можно выделить следующие категории:
·          буферный, не отапливаемый и не предназначен­ный для жилья, его можно устроить во входном тамбуре, на лоджии или застекленном балконе;
·          веранда — частично отапливаемое помещение, ко­торое сезонно используется для жилья, как правило, в нем выращивают самые неприхотливые и устойчивые виды ра­стений, сюда же можно выносить на прохладную зимовку многие древесные интерьерные растения;
·          жилой зимний сад — отапливаемое в холодное вре­мя года помещение;
·          оранжерея — отапливаемое нежилое помещение.
Зимний сад может выполнять роль «зеленой комнаты», в которую открыты входы из нескольких помещений, а она, в свою очередь открывается в сад, окружающий дом.
Европейские и некоторые российские специалисты ча­сто расширяют или вернее «сужают» понятие зимнего сададо крупного цветника в зале банка, узкого газона, позволяю­щего визуально увеличить помещение, композиции, при по­мощи которой подчеркивается необычная выразительная ар­хитектурная деталь или скрываются стилистически невыдер­жанные элементы.
Архитектор Ян Салгус предлагает радикальное реше­ние — превратить в зимний сад лоджию любой квартиры, то есть объединить ее с прилегающей жилой комнатой, удалив разделяющую их стену. Конечно, это довольно дорогой ва­риант, но в результате появляется дополнительная жилая площадь, к тому же можно спокойно любоваться своим са­дом, не боясь, что нежные растения погибнут в суровую зиму. Однако, приняв такое решение, следует определить «нагруз­ку» на сад: сколько человек будут проводить то или иное количество времени в саду, кто будет ухаживать за растени­ями, как связать сад и интерьер комнаты, какой выбрать стиль. Стоит предусмотреть функциональное выделение этой части либо приподнятым полом-подиумом, либо изме­нением окраски пола в «саду». В связи с высокой влажнос­тью воздуха, обязательным поливом и опрыскиванием рас­тений, необходимо тщательно подобрать материал для покрытия пола.
Некоторые дизайнеры различают понятия оранжерея, теплица и зимний сад, хотя принципиальных различий в тех­ническом решении нет. Предполагается, что теплица про­странственно отделена от дома и входят в нее из сада, а в оранжерею — из дома, поскольку она примыкает к нему.
Зимний сад, пристроенный к дому, свяжет внутреннее пространство с окружающей природой, позволит забыть о неприятностях и заботах, а зеленые листья и яркие цветы тропических растений на фоне голубеющего вечернего сне­га создают впечатление волшебной сказки. Недаром до се­редины XIX века словосочетание «зимний сад» стало сино­нимом ухода в мечту, фантазию, сказочную страну.
Зимним садом может стать не только лоджия или бал­кон, но и небольшая веранда, отдельно стоящая в саду беседка, галерея, соединяющая два стоящих рядом здания, павильон над плавательным бассейном или галерея, обрам­ляющая здание на уровне 3-5 этажа. Украсит дом зимний сад в стеклянном куполе на крыше. Самые необычные, едва ли не шокирующие варианты: зимний сад в подвале, в кори­доре, в подлестничном пространстве. Конечно, в этих слу­чаях придется использовать искусственное освещение.
Выбирая место для зимнего сада, обязательно следует учесть особенности освещения. Так, в сад, ориентирован­ный на север, в центральных и северных регионах попада­ет ровный, но не слишком интенсивный свет, несколько бо­лее яркий в южных районах.
Северо-западная и северо-восточная ориентация обес­печивает освещение, сравнимое с тем, которое в открытом грунте получается при затенении растущими деревьями. Для увеличения освещенности можно использовать светоотра­жающие экраны, установленные против окон и зеркала внут­ри здания.
Один из лучших вариантов — восточная сторона, солн­ца достаточно, но оно не жаркое, лучи утром скользят по листьям, не перегревая их.
Южное расположение означает определенные выгоды зимой, как раз в тот период, когда растениям недостает све­та. Однако летом, особенно в жаркие полуденные часы при­дется использовать шторы, жалюзи и т.д.
Самый «горячий» вариант, особенно летом, и тем бо­лее в южных регионах — западный. Для защиты растений от наиболее интенсивных и ярких лучей необходима систе­ма затенения и вентиляции. В то же время в центральных и северных регионах это достаточно благоприятное располо­жение: накопленное днем тепло долго отдается вечером. Таким образом, оптимальная ориентация зимнего сада в средней полосе и на севере — южная, юго-западная и за­падная; южнее следует предпочесть юго-восток или восток.
Пристроенный зимний сад может служить лишь скром­ным дополнением к зданию или же выполнять роль архитектурной доминанты, акцентировать внимание на особен­ностях дома. Зимние сады придают дому шарм, изыскан­ность, аристократичность.
По архитектурному решению различают более скром­ный эдвардианский стиль с одно или двускатной крышей и обычным входом и более изящный викторианский, с при­хотливым рисунком ската и входом, построенным в виде не­большой многоугольной беседки.
По форме пристроенный зимний сад может представ­лять трех- или 5-лучевые двускатные, четырехскатные или Т-образные беседки. Не менее популярна и, так называе­мая, средиземноморская беседка (солярий) с односкатной крышей. Она прекрасно подойдет для невысокого дома. Цве­товая гамма для конструкций зимнего сада выбирается спо­койная: светло-коричневые тона, цвета темного дерева, все оттенки белого.
Обычно пристроенным называют сад, граничащий с од­ной или на углу с двумя сторонами дома. Более фундамен­тальный — интегрированный сад — охватывает дом с трех сторон.
В зависимости от размера различают малые зимние сады — площадью 12-15 квадратных метра; средние — 30-50 квадратных метра и боль­шие — > 60 квадратных метра. Стоит заметить, что чем меньше площадь сада, тем дороже обходится его проектирование и построй­ка. Минимальная высота — 3 метра, но есть проекты 2-3 этажных зимних садов.
Естественно, что зонирование садов, отличающихся раз­мерами, будет различно. В малом выделяют место для от­дыха, высаживают растения, прокладывают несколько до­рожек. В среднем к этим элементам добавляют водоем, скульптуры. В большом устраивают настоящие джунгли с центральной парадной площадкой, бассейном или каскадом, обходной дорожкой, а при соответствующей высоте — с га­лереей или балконом, с которого рассматривают сад сверху.
Зимний сад может быть продолжением гостиной, сто­ловой, кухни, буфером между природным ландшафтом и домом, выполнять роль кабинета, каминного зала, студии скуль­птора, художника, словом, быть тем, что необходимо его хо­зяину. Так, известный французский актер и винодел Жерар Депардье устроил свой рабочий кабинет именно в зимнем саду, а в Америке за десять лет с середины восьмидесятых до середины девяностых годов появились 300000 застек­ленных веранд.
Зимний сад — сложное инженерное сооружение, в ко­тором необходимо предусмотреть системы отопления, вен­тиляции, поддержания определенного уровня влажности, продумать механизм подачи воды и удаления стоков. Он дол­жен быть воздушным, легким, изящным и в то же время до­статочно прочным, устойчивым к внешним воздействиям, бе­зопасным. Поэтому лучше всего проектировать зимний сад одновременно с домом, хотя так поступают не более трети владельцев, а остальные 70% пристраивают сад позднее, затрачивая немалые материальные средства и испытывая нравственные терзания.
Выбирая конструкцию стен и крыши, следует предусмот­реть решение двух проблем: оптимальное светопропускание и обеспечение прочности сооружения, которое должно выдержать снеговые, термические, дождевые и ветровые нагрузки.
Известны два способа вертикального остекления: сплошное — от пола до потолка или на 2/3 высоты. В каче­стве материала используют прочное стекло с максималь­ным коэффициентом пропускания света. Необходимо так­же тщательно подбирать размер стекла между опорами, так как чем больше площадь стекла, тем значительнее перепа­ды температуры и тем сложнее их выравнивать, если, ко­нечно, не использовать при сооружении зимнего сада стеклопакеты толщиной 22-30 мм.
Особенно высокими эксплуатационными качествами обладает стекло триплекс, оно выдерживает значительные механические нагрузки и не рассыпается при ударе на мел­кие осколки. В последние годы все чаще вместо стекла в зимних са­дах используют поликарбонатные прозрачные плиты, име­ющие ячеистую структуру. Они легкие и упругие, в 20 раз прочнее стекла, им можно придать любую форму, благода­ря высокой пластичности. Поликарбонатные плиты марки Lexan предохраняют растения от ультрафиолетовых лучей.
Относительно материала крыши среди конструкторов нет единого мнения, хотя в последнее время все чаще кры­шу также делают стеклянной. Некоторые дизайнеры пола­гают, что зимний сад можно устроить в любой комнате вплоть до ванной, соорудив прозрачный потолок. Другая точка зре­ния: непрозрачная крыша лучше, она экономичнее, прочнее, летом не придется ломать голову: как защитить растения от прямых солнечных лучей. Впрочем, в крупных городах это проблемы вчерашнего дня. Крышу можно сделать из тони­рованного или рифленого стекла. Существуют фирмы, вы­пускающие для таких построек солнцезащитное стекло, на­пример Solar control glass. Для английских зимних садов ха­рактерна сотовая крыша, прозрачная, матовая или бронзо­вого оттенка. Материал крыши обязательно должен иметь соответствующий класс по нераспространению огня. Доста­точно широко в последние годы для крыш используют и стек­ло «триплекс».
В большинстве регионов нашей страны зимой более или менее часты снегопады и наклон крыши должен обеспечи­вать удаление снега. Это может быть система отопитель­ных элементов, вызывающих таяние снега или механичес­кая уборка. В некоторых проектах предусматривается до­полнительный обогрев желобов и водосточных труб. Опти­мальный наклон кровли 30-40 °С, к тому же это наилучший вариант «улавливания» света.
Каждый или почти каждый человек хоть раз в жизни бывал в оранжерее и, если это случилось летом, то сразу вспоминаются ощущения жаркой душной бани. Для регуля­ции теплового баланса и уровня влажности необходимо пре­дусмотреть открывающиеся окна или люки в крыше. Конечно, лучший вариант, правда и самый дорогой — система кон­диционирования.
Вентиляция в зимних садах может быть трех типов:
·          поперечная — вентиляционные отверстия распо­лагаются на противоположных стенках, на высоте 1.5-1,8 м, обеспечивая горизонтальный ток воздуха;
·          диагональная — поток воздуха поднимается от вен­тиляционного отверстия в нижней части одной стены и ухо­дит в такое же отверстие, расположенное в верхней части противоположной стенки;
·          кровельная вентиляция предусматривает наличие люков в потолке, а поступает воздух через отверстия в ниж­ней части стен.
Каркас зимнего сада обычно изготавливается из проч­ного материала: пластика (ПВХ) толщиной 70 мм, алюмини­евого профиля или твердых пород дерева. Пластиковые кон­струкции упрочивают вставками и стержнями из стали, об­лагораживают накладками из дерева или металла. Алюми­ниевые каркасы самые долговечные — срок службы до 200 лет, но и самые дорогие. Недостатками таких каркасов яв­ляется то, что они образуют своеобразный «холодовой» мостик, и их довольно непрезентабельный вид. Правда, в последнее время наружная и внутренняя сторона профиля не соприкасаются и мостик исчезает, а для улучшения внеш­него вида используют накладки из дерева или ПВХ. Самые качественные профили изготавливает фирма Schuco, прав­да, и цена соответствует качеству, более дешевые — ком­пания Newtec. Наиболее эффектны и обеспечивают прекрас­ную теплоизоляцию деревянные каркасы. Однако их прочность не слишком велика и для них необходима защита от высокой влажности и перепадов температуры. Прочность каркаса дол­жна быть такой, чтобы выдержать вес остекления.
В большинстве случаев обитателями зимних садов явля­ются выходцы из тропических и субтропических областей зем­ного шара. Оптимальный уровень температуры для них—24-26 °С. Поддерживать стабильный уровень температуры поможет термореле, регулирующее при необходимости вклю­чение обогревательных приборов. Летом вентиляция обес­печивает некоторое снижение температуры.
Для самых ленивых и самых обеспеченных можно реко­мендовать автоматические — Jungle House или полуавтома­тические — Jungle Science системы ухода за зимним садом.
Если предполагается, что зимний сад будет использо­ваться как место работы, отдыха, приема гостей в нем, не­обходим некий минимум мебели, подставок для растений и т.д. Материал, из которого будут изготовлены эти вещи, не должен коробиться и изгибаться от влаги, плесневеть, терять яркость красок. Лучше всего для зимнего сада под­ходит деревянная или качественная стилизованная пласти­ковая мебель.
В известной книге М. и Э. Хантер «Зимние сады» авто­ры таковыми считают и небольшие цветники в контейнерах, и композиции из интерьерных растений. Они заостряют вни­мание еще на одной роли таких садов — нравственной, ду­ховной. Они предлагают планировку небольших зимних са­дов в больницах, интернатах для слабовидящих и слабос­лышащих детей, в детских садах и интернатах для умствен­но отсталых детей. Одним из главных условий является не­посредственное участие обитателей в выращивании и ухо­де за растениями. Прикосновение к природе, ответствен­ность за живой организм, осознание своей значимости — все это несомненно сыграет важнейшую роль в создании психологического равновесия и душевного комфорта. Есте­ственно, что для каждого варианта необходимо предусмот­реть целый ряд особенностей. Так, в больнице растения должны быть доступны больным, передвигающимся в ко­лясках, в палатах лежачих больных можно устроить окна, выходящие в зимний сад. Для детей с отставанием в ум­ственном развитии следует подбирать наиболее неприхот­ливые и устойчивые растения. Сад лучше устраивать в ста­ционарной цветочнице или невысоких контейнерах. Можно подобрать и лекарственные или пищевые растения. В детских садах, интернатах, школах зимние сады помогут детям изучать растения, проделывать несложные опыты.
В частных домах и квартирах, офисах одной из разно­видностей небольшого зимнего сада может быть сад-водо­ем. Хантеры рекомендуют устраивать сад такого типа в при­поднятом (на 40-50 см) над уровнем пола бассейне. По ха­рактеру освещения они выделяют «водоемы кувшинок» с вы­соким уровнем естественного освещения и искусственным досвечиванием и водоемы-аквариумы, которые освещают­ся, главным образом, искусственным светом и не столь же­стко привязаны к естественным источникам света. Для во­доема кувшинок они рекомендуют различные виды нимфей (кувшинок), лилии, водяной гиацинт, глориозу. Вероятно, к ним стоит добавить сингониумы, филодендроны, эпифитные орхидеи. Для аквариумов — писцию, циперус, жеруху вод­ную, ситник, марсилею, кабомбу, стрелолист.
Небольшой овальный водоем в частном доме можно ук­расить тропическими растениями. Ближе к стене располо­жить аглаонему, ее серебристо расписанные серо-зеленые листья подчеркнут серебряный блеск воды. Рядом прекрас­но смотрится густая пышная розетка нефролеписа возвы­шенного сорт Marisa, с необычными, почти спирально скру­ченными листочками вайи. Завершат эту панораму несколько растений циперуса с их кружевными зонтиками листьев и стоящая рядом с бассейном монстера. В бассейн высажи­вают нимфею и эйхорнию, на поверхности плавают несколь­ко экземпляров писции и азоллы. Передняя стенка бассей­на украшена рассыпающимися узкими листьями ситника.
Еще один вариант предназначен для достаточно круп­ного бассейна и требует определенных технических реше­ний. В операционном зале Социнвестбанка (г. Уфа) несколь­ко бассейнов образующих каскад, декорированы папорот­никами, пилеей, офиопогоном, в качестве почвопокровного использована солейролия. Рядом с бассейнами расположи­лись в качестве постоянных растений диффенбахия, плектрантус, аспидистра, шеффлера, драцена, циссус ромболи стный. Роль ярких акцентных растений выполняют сменяе­мые в зависимости от времени цветения гортензия, цикла­мен, бегонии клубневая и элатиор, гиппеаструм, пеларгония.
Подбирая растения для зимнего сада, необходимо учесть, что вам придется либо самим ухаживать за ними, либо нанимать садовника профессионала. В первом случае остановите свой выбор на достаточно неприхотливых и вы­носливых растениях. Не забудьте об особенностях освеще­ния. В качестве таких растений можно рекомендовать фику­сы, аукубу, кодиеум, шеффлеру, драцену, эхмею, юкку, хамедорею, нефролепис, хлорофитум, аспидистру, роициссус ромболистный, филодендрон краснеющий, аглаонему про­стую, гибискус китайскую розу. В зависимости от площади сада отберите одно-два крупных растения, несколько сред­них. Если сад совсем небольшой, активно используйте вер­тикаль: подставки, стойки, подвесные корзины, кашпо и т.д. Создайте миниатюрные композиции в широких и низких каш­по и установите их на газоне. Подбирая растения для ком­позиции, обратите внимание на сроки и продолжительность цветения, форму и окраску листьев, возможность легкой замены одних видов другими.
Очень привлекателен и не слишком сложен в содержа­нии «плодовый сад». В нем можно выращивать цитрусовые, высоту которых путем обрезки можно поддерживать на же­лаемом уроне или формировать штамбовые деревца, они мирятся с некоторой сухостью воздуха и недостатком осве­щения. Это могут быть сорта лимона Павловский, Мейер или Китайский карлик—гибрид лимона и апельсина, Новогрузин­ский и Пондероза. Поразите ваших близких и друзей, вырас­тив карликовые китайские бананы (плоды до 10-12 см дли­ной), кавендишию, мальпигию голую (барбадосская вишня), мумшмулу японскую, евгению одноцветковую (суринамская вишня), пассифлору съедобную, гранат, ананас хохолковый, мурайю метельчатую, кофейное дерево арабское. В качестве дополняющих декоративных видов используйте плющ, ам­пельные бегонию, фуксию, пеларгонию плющелистную.
В больших зимних садах можно создавать ландшафт­ные и пейзажные композиции, выделять отдельные зоны — «японский сад», «лес», «пустыню». Их целесообразно расположить по периметру помещения, оставив в центральной части несколько полуоткрытых участков с несколькими со­литерами и красиво цветущими акцентными видами.
Для прохладных садов хорошо подходят миниатюрные хвойные, отлично чувствующие себя и в условиях закрытого грунта. Их легко установить и переместить в любой момент, они не нуждаются в чересчур сложном уходе и довольно медленно (до 3-10 см в год) растут. К несомненным досто­инствам относится и вполне приемлемая цена.
Сейчас в продаже имеется множество подобных расте­ний, в том числе кипарисы вечнозеленый, кашмирский, пе­чальный, крупноножковый, кипарисовики горохоплодный, Элвуда, Лавсона, притуплённый. Необыкновенно хороши сорта можжевельника чешуйчатого — Blue Star и Blue Carpet, сорт можжевельника горизонтального Blue Chip привлечет внимание серебристо-голубой хвоей, a Golden Carpet — зо­лотисто-желтой. У ели сизой сорта Laurin нежно-зеленые хво­инки, а у Sander's Blue — синевато-голубые. Украсьте се­ребристо-голубые ветви ели колючей Glauca Globosa не­сколькими блестящими шариками, рядом поставьте пуансеттию сорт Purple Reign с поразительными темно-красными бархатистыми прицветными листьями и пышный куст аглаонемы и романтическая встреча Нового года вам обеспече­на. Оригинальны пихта корейская с синеватыми шишками и пихта бальзамическая f. Nana. Золотистая хвоя туи запад­ной Reinold сочетается с ампельными побегами бересклета Форчуна сорта Emerald Gaiety. Подлинным украшением зим­него сада станет ива цельнолистная Nakuro Nishki с потря­сающими молодыми листочками нежно-розового цвета, с возрастом они приобретают бело-зеленую окраску.
В качестве почвопокровных растений в зимних садах используют барвинок малый, сорт Argenteovariegata, стелю­щуюся форму бересклета Форчуна, пахизандру верхушечную с ромбическими темно-зелеными листьями, оттеняю­щими белые цветки, традесканцию белоцветковую и сеткреазию с пурпурными удлиненными листьями, дюшенею индийскую с небольшими желтыми цветками. Один из но­вых видов — фиалка плющевидная, быстро растущие по­беги которой достигают одного метра, она легко переносит полутень и умеренную влажность воздуха, мелкие округлые зеленые листочки подчеркивают очарование бело-синих цветков.
Для создания «леса» используются падуб, османтус ду­шистый, карликовый дуб, рододендрон, аризема трехлист­ная, папоротники, калина лавролистная, абелия крупноцвет­ковая, иглица понтийская, метросидерос высокий. Оживит композицию ручеек, весело бегущий по «камешкам» из пористого туфа, в которые можно посадить влаголюбивые растения.
Вершиной искусства выращивания растений в закры­том грунте является проект Сады Идеи (Eden Project), кото­рый все чаще переводят как Сады Эдема. Пресса называет их «восьмым чудом света». Автор проекта профессиональ­ный музыкант и исполнитель Тим Смит одержим идеей по­казать глобальную связь всего живого в природе и зависи­мость человека от растений, создать «живой театр расте­ний и людей». Со времени возникновения идеи и до откры­тия первой оранжереи — биома — прошло всего пять лет. В ботанической литературе термином «биом» обозначают большие группы тесно взаимосвязанных растений, занима­ющих определенную территорию обитания и предъявляю­щих сходные требования к условиям произрастания. Уже созданы и открыты для посетителей две оранжереи биома, в одной из которых воссозданы климат и растительность тропиков, во второй — субтропиков. Уже при входе в парк привлекают внимание сопряженные прозрачные полусфе­ры, изготовленные из прочных металлических профилей и затянутые особой прозрачной фольгой ETFE (Ethylene Tetra Fluoro Ethylen). В целом конструкции напоминают нечто среднее между пчелиными сотами и паутиной. Пленка пропуска­ет практически неизмененный по спектральному составу солнечный свет. Сейчас строится третий биом, в котором будут представлены растения засушливых областей земно­го шара. Проект предусматривает и просветительскую ра­боту. Регулярно работают тематические выставки, такие как «Лекарственные растения», «Сад цветов», «Растения и опы­лители» и другие.
 

 

Источник: Справочная информация

 

Все статьи раздела "Комнатные растения" ...